Ханука — никогда не следует отчаиваться

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

4122
никогда не следует отчаиваться

Ханука отличается от всех других праздников тем, что она не упоминается в ТаНаХе вообще. Более того, даже в Устной Торе этому празднику не посвящён специальный раздел. Ханука упоминается только «между прочим» в нескольких местах в Мишне. В Талмуде история Хануки и её законы упоминаются в части, обсуждающей зажигание субботних свечей — «заодно» обсуждается и зажигание свечей Хануки.

Все еврейские праздники (связанные с историческими событиями) приходятся на середину лунного месяца, на время полнолуния, поскольку это время, предназначенное с Небес для Б-жественного влияния. И все эти праздники приходятся на время «переходных сезонов», на осень и весну. Ханука отличается от всех остальных праздников — её празднуют зимой, в те дни, когда ночи самые длинные. Кроме того, Ханука приходится на конец месяца, когда луны почти не видно.

Дело в том, что события, связанные с Ханукой, произошли не в такое время, которое как бы назначено Свыше для Б-жественного влияния. Это была глубокая духовная ночь, из которой, казалось, нет выхода. Однако даже во время, «не подготовленное» для Б-жественного влияния, у людей есть возможность пробудиться. И тогда, несмотря на всё, Творец совершит чудо и озарит ночную тьму (как было, когда небольшого количества масла хватило для храмовых светильников на восемь дней).

Поэтому для Хануки нет «места» в книгах ТаНаХа, которые отражают Б-жественное влияние, «инициированное» Свыше. И по этой же причине Ханука в Талмуде упоминается «между прочим».

Рав Хаим Фридлендер в книге «Сифтей Хаим» пишет, что на сказанное намекают мудрецы Талмуда в трактате Йома (29а), говоря, что Пурим — последнее «время», когда происходили чудеса. Спрашивает Талмуд: как так, ведь после Пурима была Ханука, когда тоже были чудеса? И отвечает: имеется в виду, что Пурим — последний из праздников, которые была дана возможность Свыше записать. Рав Хаим утверждает, что здесь Талмуд «намекает», что в Хануку произошло чудо, которому «как бы» не было предусмотрено места Свыше.

Сказанное учит нас, что никогда не следует отчаиваться. Ведь даже когда человека окружает сплошная тьма, если он пробудится и обратится к Творцу, Б-г осветит ему путь.

Законы Алеля

  1. При чтении Алеля нельзя менять порядок псалмов, стихов или слов местами. Если порядок был заменен, человек не выполнил обязанности читать Алель.
  2. Женщины не обязаны говорить «неполный» Алель. Однако если они желают этого, они могут сказать Алель. В большинстве ашкеназких общин принято, что женщины также говорят благословение на чтение этого Алеля.
  3. По мнению многих поским, женщины вообще не обязаны говорить Алель как в Хануку, так и в Йом Тов. Поэтому сефардские женщины, говорящие Алель, по мнению рава Овадьи Йосефа, не должны говорить на него благословение.

http://www.beerot.ru/?p=1547