Ханука отличается от всех других праздников тем, что она не упоминается в ТаНаХе вообще. Более того, даже в Устной Торе этому празднику не посвящён специальный раздел. Ханука упоминается только «между прочим» в нескольких местах в Мишне. В Талмуде история Хануки и её законы упоминаются в части, обсуждающей зажигание субботних свечей — «заодно» обсуждается и зажигание свечей Хануки.
Все еврейские праздники (связанные с историческими событиями) приходятся на середину лунного месяца, на время полнолуния, поскольку это время, предназначенное с Небес для Б-жественного влияния. И все эти праздники приходятся на время «переходных сезонов», на осень и весну. Ханука отличается от всех остальных праздников — её празднуют зимой, в те дни, когда ночи самые длинные. Кроме того, Ханука приходится на конец месяца, когда луны почти не видно.
Дело в том, что события, связанные с Ханукой, произошли не в такое время, которое как бы назначено Свыше для Б-жественного влияния. Это была глубокая духовная ночь, из которой, казалось, нет выхода. Однако даже во время, «не подготовленное» для Б-жественного влияния, у людей есть возможность пробудиться. И тогда, несмотря на всё, Творец совершит чудо и озарит ночную тьму (как было, когда небольшого количества масла хватило для храмовых светильников на восемь дней).
Поэтому для Хануки нет «места» в книгах ТаНаХа, которые отражают Б-жественное влияние, «инициированное» Свыше. И по этой же причине Ханука в Талмуде упоминается «между прочим».
Рав Хаим Фридлендер в книге «Сифтей Хаим» пишет, что на сказанное намекают мудрецы Талмуда в трактате Йома (29а), говоря, что Пурим — последнее «время», когда происходили чудеса. Спрашивает Талмуд: как так, ведь после Пурима была Ханука, когда тоже были чудеса? И отвечает: имеется в виду, что Пурим — последний из праздников, которые была дана возможность Свыше записать. Рав Хаим утверждает, что здесь Талмуд «намекает», что в Хануку произошло чудо, которому «как бы» не было предусмотрено места Свыше.
Сказанное учит нас, что никогда не следует отчаиваться. Ведь даже когда человека окружает сплошная тьма, если он пробудится и обратится к Творцу, Б-г осветит ему путь.
Законы Алеля
- При чтении Алеля нельзя менять порядок псалмов, стихов или слов местами. Если порядок был заменен, человек не выполнил обязанности читать Алель.
- Женщины не обязаны говорить «неполный» Алель. Однако если они желают этого, они могут сказать Алель. В большинстве ашкеназких общин принято, что женщины также говорят благословение на чтение этого Алеля.
- По мнению многих поским, женщины вообще не обязаны говорить Алель как в Хануку, так и в Йом Тов. Поэтому сефардские женщины, говорящие Алель, по мнению рава Овадьи Йосефа, не должны говорить на него благословение.