События в Сирии — что делать нам?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук | версия для печати версия для печати

Если вы помните, чуть больше полгода назад мир дрожал из-за ситуации в Северной Корее. Сейчас, я думаю, нам стоило бы дрожать из-за ситуации в Сирии. Почему? Я поясню: когда великие державы начинают «бряцать оружием», и арсенала их достаточно, чтобы уничтожить весь мир несколько раз — то есть причины содрогнуться.

Вопрос, что мы можем делать в такой ситуации?

В конце нашей утренней молитвы (заграницей — в шаббатней молитве) есть такие слова: талмидей хахомим марбим шалом беойлом — «мудрецы Торы увеличивают мир в окружающем мире».

В чем заключается эта идея? Источник всех войн, всех конфликтов — это отход мира от исполнения воли Творца. В конце концов, мир должен объединиться — для исполнения Его воли. И когда воля Творца раскрывается в мире — это причина гармонии, происходит объединение, исчезают конфликты.

Но когда есть страшный отход от воли Творца, то внешне Лик Всевышнего выглядит скрытым. Он как-бы говорит: «Вы хотите делать то, что вы хотите? Пожалуйста» — и, при том, что Он не прекращает Свое управление миром ни на секунду, внешне это выглядит, как-будто Всевышний от этого мира «отошел» — то, что называется Сокрытием Лика. Это состояние — причина постоянных конфликтов, потому что каждый идет за своими желаниями, а они у всех разные, и противоречат одно другому.

Когда в этом мире мы занимаемся Торой — когда каждый еврей трудится над изучением Торы — в мир спускается Б-жественный свет. Чем больше этого света присутствует, тем более изгоняются из мира всевозможные силы тьмы.

Поэтому у изучения Торы есть очень большая сила — тогда не властвуют силы зла. А если есть много изучающих Тору, и качественно, то это влияет и на наш народ, и на весь мир…

И в сегодняшней ситуации, наблюдая происходящие события в Сирии, нам нужно обратиться к великой силе, которая называется коль Яаков, «голос Яакова».

Эта сила проявляется в двух аспектах — изучения Торы и молитвы. В наших молитвах есть много упоминаний важности мира — в конце молитвы Амида, в полном Кадише, который завершается благословением на мир… Так что нам не нужно придумывать новые молитвы, просто во всех этих местах, когда мы молимся, нужно произносить эти слова с должным намерением. Кроме того, нужно подумать, как укрепить Тору — и у самого себя, и во всем мире.

В великой книге Рамхаля «Месилат Йешарим» сказано, что нужно прилепить себя к истинному несению добра. Что такое истинное несение добра? Он пишет об этом несколько слов: это усиление Торы (пусть учится сам, пусть поддерживает других), и дальше — написано аhават hа-мединот (буквально, «братство государств»).

На святом языке есть такое понятие — даркей шалом, «пути мира». И эти пути мира включают в себя, помимо мира в семье, общине, городе, говоря современным языком, и «международный мир».

И я думаю, что Рамхаль, рав Моше Хаим Луцатто, изменил обычные слова «даркей шалом» (пути мира) и назвал это «аhават hа-мединот» (братством государств), именно с целью подчеркнуть, что на нас лежит определенная обязанность молиться, чтобы народы мира не перессорились друг с другом — и это то, что мы должны делать сегодня.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий