Почему религиозные лезут в выборы?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1592

Еврейский взгляд: Почему религиозные лезут в выборы?

Первый принципиальный вопрос – «Зачем изучающим Тору лезть в выборы, лучше бы сидели и Тору учили».

Это замечательный вопрос, более того, я с ним полностью солидарен. Но хочу на него ответить. Конечно, учиться лучше. Однако, всем очевидно, что, если в доме, где мы учимся, будет пожар – никто не спросит: «А зачем ты отложил книгу? Зачем бросился тушить? Почему не горишь себе спокойненько, вместе с книгой?»

Есть одна известная история – о встрече великого цанзер ребе, ребе Альберштама, с премьер-министром Израиля перед Шестидневной войной. Я помню это время. Ситуация тогда была очень напряженная, израильская армия рассчитывала, в лучшем! случае – на 50.000 погибших. Тогда ребе Альберштам сказал премьеру две вещи. Первая: «На что мы полагаемся – я знаю; А на что вы полагаетесь?». Вторая вещь, на самом деле, очень страшная: «Мудрецы Торы правили народом Израиля после разрушения Храма и до сего дня; в начале прошлого века власть над народом захватили… скажем так, другие люди… И что произошло в этом поколении? Катастрофа». К чести Леви Эшколя, услышав эти слова, он прослезился.

Давайте поймем, что происходит. Это та ситуация, о которой Хофец Хаим рассказывал следующую притчу: «Представим себе магазин на берегу реки. Некто приходит и начинает выбрасывать все товары из магазина — в реку. Что мы подумаем об этом человеке?». Хофец Хаим отвечал на этот вопрос так – если он, конечно, не сумасшедший – то уж точно, не хозяин магазина. Речь в притче шла о тех людях, которые в последние сто-двести лет позволили себе выбросить наше наследие – как никому не нужное, устаревшее…

Но если вещи выбрасывает не хозяин магазина – а настоящий хозяин это увидит – он будет молчать? Это то, что происходит последние двести лет. Сначала это были люди, которые злостно отошли от Торы, затем было уже множество людей, которые в этом просто родились… Они выбрасывали, и выбрасывают, наше достояние в реку.

Семнадцать лет назад я услышал одну историю, которая меня поразила. Когда я сидел шива по своему отцу, меня пришел утешить один дальний родственник. Ему было хорошо за 70, родом из городка Балты (Одесская область). Он рассказал мне то, что видел своими глазами – когда в Балту пришли евреи-коммунисты, Евсекция (еврейская секция ВКПб). Они собрали свитки Торы, святые книги, тфиллины – и сделали огромный костер.

Когда я приехал на Святую землю около сорока лет тому назад, меня поместили в кибуц. Это был, как я сейчас понимаю, очень левый кибуц, образно говоря, от партии Мерец. Там был ульпан – и в этом ульпане не было ни одной еврейской книги – ни Торы, ни сидура, ничего. Через какое-то время там повились миссионеры – и тогда появились «Байбл» и «Новый завет» в одном издании. Это уже было и на иврите, и на английском, и по-русски, пожалуйста. Пурим. Даже нерелигиозные знают, что есть такой праздник. Но чему был посвящен так называемый пуримшпиль? Насмешкам над религиозными!

Есть святое место – называется «Святая Земля». Еще 150 лет назад на ней жили евреи, приехавшие сюда ради ее святости, это были ученики Бааль Шем Това, ученики Виленского гаона, сефарды, поднявшиеся в Иерусалим для занятий Торой, йеменские евреи – великие каббалисты… так выглядела Святая Земля, Иерусалим. Затем появились другие люди. Вначале они маскировались, как небезызвестный Элиэзер Бен Йегуда. И всевозможными способами – давлением, убеждением, подкупом (а у «новых евреев», представителей сионистских партий, в отличие от нищей иерусалимской общины, деньги были) – добились того, чтобы детей отправляли в «их» школы. Где, конечно, будут преподавать и Тору – вот только, вопрос в том, кто и как преподает. И добились в конечном итоге, что в Иерусалиме появилось нерелигиозное большинство.

Эта борьба за святость Иерусалима – была, есть и продолжается.

Вы знаете, есть в Израиле города, где до сих пор нет открытых в шаббат магазинов. И это не страшное мракобесие – во многих странах, например, в Германии, в их «день отдыха» (восресенье) все магазины – закрыты. И это нормально. Я еще помню время, когда, гуляя в шаббат по Иерусалиму, был поражен, увидев 1 работающий бар. Это было что-то уникальное. Пока не появился, не к добру будь помянут, Тэдди Коллак. И он начал «бороться», открывать по шаббатам магазины и другие заведения…

Великий мудрец Торы, рав Йехезкель Абрамский, говорил, что он боится жить в Эрец Исраэль, и у него были сомнения, можно ли тут продолжать находиться… И не из-за арабов. А потому, что это место осквернения шаббата! В Торе сказано, что Святая Земля не терпит преступления. И эти слова повторяются несколько раз!

Сейчас в Иерусалиме повторяется история, происходившая во время египетского рабства – когда, несмотря на все притеснения со стороны фараона, евреи продолжали плодиться и умножаться, с Божьей помощью. И в Иерусалиме подобная история – нас подавляют ценами на квартиры, но люди продолжают жестко экономить, чтобы помочь купить детям жилье… И все равно появляются новые религиозные кварталы. Там, где живут евреи, чтобы была возможность носить вещи в шаббат, делают эрув. А что делает антирелигиозная часть населения? Злостно, неоднократно, намеренно обрывает этот эрув. Зачем? Чтобы сделать жизнь «этим религиозным» невыносимей. Один из нынешних претендентов на пост мэра – господин Беркович – представитель этих евреев.

И это происходит на самых разных фронтах. Нас буквально пытаются задушить. Например, есть большая община в Кирьят Йовеле. И им не дают построить школу – ни для мальчиков, ни для девочек. Место считается «неортодоксальным», и поэтому тут не будет «ортодоксальной» школы! Конечно, было бы гораздо приятнее заниматься только Торой, не вникая ни в какую политику… если бы везде были школы, если бы не приходилось сталкиваться с такими, и подобными им, случаями.

Эта ситуация – по всей земле Израиля, мы находимся на фронте борьбы добра и зла. Это война, борьба, такая же, как та, которая проходила в 20-30 годах в Советском Союзе – и она не закончилась…

Я хочу вам сказать, что мы не занимаемся политикой. Мы занимаемся спасением – Торы и нашего великого наследия, всего, что только можно спасти… Когда дом Торы, дом еврейского народа, охватил огонь – мы должны заниматься его спасением.

Великий Сатмар ребе был очень против участия в выборах. Однажды он позвонил нашему великому учителю, раву Исроэлю-Якову Каневскому (Стайплеру), и спросил его, «Почему Вы участвуете в выборах?…». И рав Каневский ответил ему: «А мы не выбираем. Мы спасаем то, что можно». Нам навязали эту, нееврейскую, систему выборов – мы в рамках этой системы спасаем то, что можем.

Второй распространенный вопрос – «А что вообще мудрецы Торы понимают в политике?»

Если мы возьмем за отправную точку сказанное выше – что это не вопрос политики, а вопрос спасения – то, кто, по-вашему, должен этим заниматься?

Что такое мудрость Торы? Хочу поделиться с вами своим первым впечатлением от изучения Гмары. Около сорока лет тому назад я пришел в колель для начинающих, чтобы учиться. К этому моменту я не был человеком необразованным, я работал над докторатом по математике, у меня уже была вторая степень, и я начинал делать третью… И пришел учиться, как я сказал, с начинающими. То есть, по глубине изучения материала — это был некий «ликбез». И вот я помню, как первые две недели я пребывал в состоянии эйфории – настолько меня поразила глубина, полет мысли, открывшиеся моему взору.

У Торы есть великая мудрость, которую ни с чем невозможно сравнить. Поэтому мудрость и знания нужно искать именно у мудрецов Торы. И это было испокон веков известно не только нам. Издавна, многие знатные неевреи, правители, брали себе советниками именно евреев – и именно мудрецов Торы.

В Пиркей Авот есть определение мудреца «Ми а-хахам? А-роэ эт а-нолад» — Кто мудр? Тот, кто может предвидеть будущее.

В современном мире есть множество новых вещей. А Тора нам была дана давным-давно, в пустыне, на горе Синай… Как-то, извините за выражение, несовременно. Нужно понять, каким образом, и почему, мы можем из Торы получить руководство к жизни в нашем современном мире, со всеми деталями?

Продолжение — что такое «демократические выборы», разные религиозные группировки на выборах и многое другое — в видео


http://www.beerot.ru/?p=43687