Чему мы рады в Шмини Ацерет?

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

232

Рав Моше Лебель

Чему мы рады в Шмини Ацерет?

Содержание урока:
Вот уже наступил конец праздника Суккот, Шмини-Ацерет, после этого – Симхат-Тора…
На самом деле, стоит немного разъяснить всю эту тему радости. «Эта радость – что она делает?». В чем вообще идея радости? Мы ведь пережили только что Грозные Дни, Рош а-Шана, Йом-Киппур, — и вдруг мы так резко переходим к служению Б-гу в радости.

На самом деле, этот вопрос задает Кузари, хазарский царь, в знаменитой книге Кузари. Он спрашивает еврейского мудреца, задает ему такой вопрос: «Как это у вас есть праздники, в которые вы радуетесь? Мы ведь знаем, что служение Б-гу, – спрашивает его хазарский царь, — происходит в страхе, в ужасе, Он – царь… Как это вы делаете всякие вещи, которые выражают радость?».

Действительно, хазарский царь не понимает. Он понимает так, что понятие служения Б-гу состоит в том, чтобы отделиться от этого мира, отделиться от всего, заставлять себя страдать, как можно меньше наслаждаться, как можно меньше получать удовольствий, как можно меньше радоваться… Поэтому он не понимает, как это ваше служение Б-гу иногда происходит в радости?
И еврейский мудрец отвечает хазарскому царю и говорит ему: «Не самом деле, мы не служим Б-гу, у нас нет такого. Мы служим Б-гу всеми своими силами. У человека есть способность радоваться, у человека есть способность трепетать, способность бояться… Все наши силы посвящены служению Б-гу. Поэтому у нас нет, в сущности, такого понятия, как служение Б-гу через страх или через трепет, — у нас есть служение Б-гу, которое включает в себя все чувства человека. Поэтому иногда мы радуемся, иногда мы печалимся, иногда мы танцуем, иногда мы скорбим, иногда мы в обычном состоянии, — это, в сущности, и есть служение Б-гу. Так он ответил хазарскому царю.

В сущности, так же мы видим служение в радости в праздник Суккот. У Рамбама написано так. О Симхат Бейт а-Шоева, празднике Возлияния воды, говорит Рамбам: «Заповедь увеличивать эту радость. И не устраивали ее простые люди и всякий, кто хочет, а величайшие из мудрецов Израиля и главы ешив. Но весь народ, и мужчины, и женщины, все приходят посмотреть и порадоваться». И Рамбам добавляет, он говорит так: «И радость, когда человек будет радоваться исполнению заповеди и любви к Б-гу, Который ее заповедал, — это великое служение». Ибо радость – это важное служение. И Рамбам добавляет и говорит: «И с каждого, кто препятствует себе в этой радости, подобает взыскать, — он должен получить наказание, — согласно сказанному: «За то, что ты не служил Б-гу, твоему Г-споду, в радости и в сердечном довольстве»».

Это означает, что радость – это не что-то дополнительное, не просто отдельная заповедь радоваться, — это условие служения Творцу. И есть вопрос, который задает «Сэфер а-Икарим». Он говорит: «За то, что»… В недельной главе Ки Таво, в отрывке об упреках евреям, сказано, что все наказания, все проклятия постигают человека, постигают народ Израиля «за то, что ты не служил Б-гу, твоему Г-споду, в радости и в сердечном довольстве». И таки спрашивает «Сэфер а-Икарим»: мы же ведь знаем, что всё наоборот! Это же служение Б-гу, нам нужен трепет, трепет перед Небесами, мы «трепещем» перед Небесами! Что же значит: «За то, что ты не служил Б-гу, твоему Г-споду, в радости»? Объясняет «Сэфер а-Икарим» так. Настоящее служение человека, действительно, состоит в том, чтобы трепетать перед Б-гом. Но когда у человека есть трепет перед Б-гом, в конце концов, когда он достигает близости к Б-гу, он удостаивается достичь состояния радости. Когда человек достигает своей цели, когда он достигает близости к Б-гу… Вначале он трепещет, боится трудностей. Он боится, как человек, который карабкается на высокое место. Его путь полон страхов. Но когда он добрался до верха, он испытывает удовлетворение и радость. Если человек не радуется – это признак того, что он не достиг своей цели. Это, в сущности, и называется служением в радости. Радость – это процесс. Радость – это высший момент, момент, когда человек достигает вершины. Когда человек достигает вершины своего служения, он радуется. А если человек не радуется, это признак того, что он чувствует: это не его, это не его служение, это не его вершина, он не находится там, он только трепещет. Поэтому говорит стих: «За то, что ты не служил Б-гу, твоему Г-споду, в радости и в сердечном довольстве».

Это и есть та радость, в которой мы пребываем сейчас, перед Шмини-Ацерет, перед Симхат-Тора. Мы, в сущности, достигли, после тяжелой работы месяца Элул, трепета, раскаяния, мы достигли нашей цели, и поэтому мы позволяем это себе, мы радуемся, радуемся Вс-вышнему, радуемся Ему, радуемся Его Торе.
Да будет такова Его воля, чтобы у нас всех был радостный праздник, и всего хорошего, и окончательной хорошей записи всем вам! Шалом!


http://www.beerot.ru/?p=55171