Ваешев – Йеуда и Тамар

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

254

 

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Берешит
Глава: Ваешев

На этой неделе – глава Вайешев. В главе Вайешев Тора рассказывает нам историю Йеуды и Тамар. Йеуда встречает Тамар, обещает дать ей козленка из мелкого скота, она просит залог, и он дает ей свою одежду, свой посох, свою печать. При этом он не узнал ее. И после этого Тора описывает, как через три месяца ему рассказывают, что Тамар изменила мужу и забеременела от своей измены. «И сказал Йеуда: Выведите ее, и она будет сожжена!». И стих продолжает и говорит: «Ее выводят», — вот сейчас ее собираются вывести на казнь, на сожжение! «И она послала к своему свекру, говоря: От того, чье это, я забеременела». Она не раскрыла, кто тот человек, от которого она беременна. Она могла рассказать об этом, но не рассказала.

Почему она не рассказала? Объясняет Гемара в Бава Меция: мы делаем отсюда потрясающий вывод. Гемара говорит: «Лучше человеку броситься в огненную печь, но не заставить лицо товарища побелеть публично». Это Закон, так постановляют Ришоним, Рош и другие на это место: на человека возложена обязанность пожертвовать собой, пожертвовать своей жизнью. Даже когда ее вывели на сожжение, она не хотела опозорить Йеуду – отсюда мы делаем вывод, что человек должен пожертвовать жизнью ради того, чтобы не заставить лицо товарища побелеть, чтобы не опозорить другого человека публично.
На самом деле, здесь возникает вопрос, который задают Ришоним. Мы ведь знаем, что есть только три преступления, которые обязывают человека пожертвовать собой: идолопоклонство, разврат и убийство. Не сказано, что запрещено еще и позорить другого публично! Рабейну Йона в «Шаарей Тшува» говорит, что публичный позор товарища в какой-то степени действует так же, как убийство. Сказано, что от лица его отливает кровь от гнева, и так далее. Это действует так же, как убийство, а значит, входит в понятие запрета убийства. Так же, как запрещено проливать кровь, запрещено и опозорить другого публично. Если стоит выбор: убить или умереть, — он обязан пойти на смерть.

Но на самом деле это не очевидно, и многие Ахроним спорят с этим. При Мегодим, например, говорит, что Тамар не была по-настоящему обязана так поступить – она просто применила к себе более строгий закон и поэтому пошла почти на смерть. В конце концов Йеуда признался, но пока он не признался, она действительно была готова пожертвовать собой – но это было более строгое понимание закона, которое она применила к себе.

Но здесь возникает определенная проблема. На эту тему спорят Ришоним – Рамбам и Тосафот. Рамбам постановляет, что человек не может применить к себе более строгий закон, то есть пожертвовать собой просто так, когда ему захочется. Только ради этих трех вещей! Человеку запрещено счесть для себя закон более строгим и убить (себя). Да, согласно Тосафот человек может таким образом применить к себе более строгий закон, — но по Рамбаму это проблема, вся эта история с Тамар! Но на самом деле, и согласно Тосафот это проблема. Да, Тосафот говорит, что человек имеет право применить к себе более строгий закон – но это только в случае, когда на него напали гои и поставили его перед выбором: или ты, допустим, оскорбляешь другого публично, или ты умираешь ради освящения Имени Б-га. Вот тогда он может применить к себе более строгий закон и пожертвовать собой. Но добровольно пойти на это, когда никто его не заставляет, — я не уверен, что Тосафот с этим согласится. Так что по-прежнему необходимо разобраться, что же это была за история с Тамар.
На самом деле, есть Ахроним, которые хотят предложить такую идею. Откуда мы выводим этот принцип, что человек должен жить, даже если для этого придется нарушить запрет Торы? Обо всех заповедях Торы мы знаем, что забота о сохранении жизни отменяет всю Тору! Это выводится из стиха: «И будет жить ими». «И будет жить ими – но не умрет из-за них». Поэтому ради любой заповеди Торы человеку не заповедано жертвовать собой, он может продолжать жить – и нарушить заповеди Торы, когда стоит вопрос: либо жить, либо исполнить заповедь Торы. Но эта заповедь «И будет жить ими» — не из тех заповедей, которые получили сыновья Ноаха. Сыновья Ноаха получили только семь заповедей, у них нет заповеди «И будет жить ими». Поэтому, возможно, поскольку Тамар формально относилась к «сыновьям Ноаха», она полагала, что нее нет этой заповеди: «И будет жить ими». А если у нее нет заповеди «И будет жить ими», то ей, по меньшей мере, разрешено применить к себе более строгий закон и пожертвовать собой ради освящения Имени Б-га.
Большое спасибо, и шаббат шалом!


http://www.beerot.ru/?p=78438