рав Моше Лебель — Ваэра – В поисках утраченной магии (иврит)

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

443

 

В поисках утраченной магии

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Шмот
Глава: Ваэра

Содержание урока:
На этой неделе – глава Ваэра. И Тора рассказывает нам о том, что сделали колдуны в Египте, какие они делали знаки и знамения. И так сказано в стихе: «И сделали так же колдуны Египта своим колдовством».
Необходимо понять вообще саму эту идею колдунов, колдовства, всего этого. Ясно, что в наше время мы не знаем, что это такое. Мы не видим ни колдовства, ни чертей, ни духов, ничего такого. Почему же, на самом деле, это было в прошлом? Почему большая часть Торы и большая часть Гемары очень много говорят о чертях, о духах и всяких таких вещах? Однажды мне пришло в голову такое объяснение. Рамбан в нашем недельном разделе говорит интересную вещь. Он говорит так. Во время рассечения Красного Моря сказано, что Вс-вышний сделал восточный ветер. Был восточный ветер, дул с восточной стороны. В чем здесь идея? И говорит Рамбан так: «Для того, чтобы фараон ошибся!». Чтобы заставить фараона ошибиться! Чтобы фараон подумал, что вся идея рассечения Красного Моря – ну, просто, были какие-то ветры, какие-то течения, и из-за этого вода моря разделилась – но не из-за чуда. Поэтому фараон решил, что и он тоже может войти в море.
В сущности, Тора дает нам здесь очень важный принцип. Вся идея духовных сил, которые есть в мире, и всего того, что есть вокруг нас, — всё это, в сущности, нужно ради того, чтобы человек делал выбор. Основа нашей веры, основа мировоззрения каждого еврея, существующая постоянно, — это идея выбора. Поэтому всегда, когда можно выбрать одну сторону, можно выбрать и другую. И поскольку поколения в прошлом были более духовными – например, в прежние времена у них были пророки, — напротив пророков был выбор, были колдуны, которые тоже могли делать чудеса. Моше-рабейну творил знаки – у фараона есть выбор, он может выбрать: вот, колдуны тоже это делают, нет, это еще не доказательство, что есть Б-г. Это и есть основа. И поэтому, чем ниже падал уровень поколений, тем меньше было нужно других вещей, с другой стороны, потому что мы тоже были на низком уровне. Когда мы на низком уровне, вторая сторона тоже на низком уровне. Нет у нас сегодня ни пророков, ни голоса с Неба, нет духовных вещей, которые представляют собой сторону святости, — и поэтому, может быть, нет и того, что на другой стороне, что дает человеку выбор, возможность думать, что не всё от Вс-вышнего.
На основе этого можно разрешить такую проблему. Известно, что Рамбам очень много говорит против самой идеи колдовства и против всех этих вещей, которые мы видим, на первый взгляд, в Гемаре. И на самом деле Гаон из Вильны в Шульхан Арухе спрашивает о Рамбаме: «Как так может быть? Ведь есть прямые слова в Гемаре! Рамбам пишет, что нет чертей – в каком смысле нет чертей? Что, он не верит словам Гемары? Есть очень много рассказов в Талмуде, и существенная часть Законов в Талмуде, в Гемаре, основана на том, что есть черти, и есть духи, — и как это Рамбам пишет – нет?». Как такое может быть?
Однако может быть, что на самом деле так это и объясняется. Во времена Гемары люди были духовными, был дух пророчества, был голос с Неба, — голос спускался с Небес. Поэтому нужно было, в противовес голосу с Неба, чтобы у человека была возможность выбора. Ведь если бы был только голос с Неба, если бы был только дух пророчества, — ну, ничего особенного не было бы в том, чтобы быть евреем, когда ты видишь только один путь. Что-то особенное в этом, вся идея, вся наша основа – это идея выбора. И после этого, когда уровень поколений понизился, говорит Рамбам, — сегодня этого нет, потому что, действительно, сегодня этого нет, а нет потому, что уровень поколений понизился. И это, возможно, на самом деле весь смысл того, что сегодня мы не видим всех этих явлений, которые мы видели в прошлом. Потому что на самом деле мы живем во время падения уровня поколений, и наш выбор происходит на гораздо более низком уровне. И у нас тоже есть выбор – но не между чертями и духами и духом пророчества, а между страстями и разумом. Это и есть наш выбор.
И да удостоимся мы, с Б-жьей помощью, выбрать правильный путь, хороший и прямой.
Шаббат шалом, и всего хорошего!


http://www.beerot.ru/?p=60203