Недельная глава Ваехи

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

424

 

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Берешит
Глава: Ваехи

На этой неделе – глава Ваехи. Тора рассказывает нам, что Йосеф и братья похоронили Яакова, своего отца, и затем написано: «И вернулся Йосеф в Египет, он, и его братья, и все, кто поднялся с ним, чтобы похоронить его отца, после того, как похоронили его отца». И стих продолжает и говорит: «И увидели братья Йосефа, что умер их отец, и сказали: А что если затаил на нас Йосеф злобу и отплатит нам за все то зло, которое мы причинили ему?».

У Йосефа, как известно, была ссора с братьями. И Гемара в трактате Юма из всего этого отрывка делает выводы о том, как следует мириться, как просить прощения, как прощать. Она исходит из того, как братья старались помириться с Йосефом. Основываясь на этом, Гемара очень подробно говорит о том, каков порядок примирения, когда один человек обидел другого, как следует просить прощения. А здесь мы видим, что Тора говорит, что братья по-прежнему подозревали: «А что если затаил на нас Йосеф злобу?». После всех их просьб о прощении, после того, как они уже похоронили Яакова, — все равно они подозревали, что Йосеф по-прежнему не простил.

На самом деле, рабейну Бехайей пишет, что в Торе не сказано, что Йосеф простил. Сказано, что браться просили у него прощения, но не сказано, что Йосеф на самом деле простил им. Он связывает это вот с чем. Это был грех, как известно, связанный с Десятью казненными римским царством. В том гимне, который мы произносим 9-го Ава и в Йом Киппур, мы упоминаем Десятерых казненных римским царством, и в нем сказано, что они были убиты в искупление греха того, что братья обидели Йосефа. Так что можно видеть, что на самом деле не очевидно, что Йосеф простил им.

Интересный вопрос задают об этом Ахроним. У Раши есть Сборник ответов, в котором рассказана такая история. Между двумя евреями, назовем их Реувен и Шимон, произошла ссора. И Шимон в разгар ссоры поклялся, что никогда не простит Реувену – принес такую клятву. Ну, прошло время, Шимон немножко успокоился и решил спустить все на тормозах. Он спросил Раши, разрешено ли им обняться и поцеловаться. Может ли он поцеловать Реувена? Такое символическое действие. И Раши постановляет, что поцелуй – это действие, обозначающее прощение, и поскольку это прощение, Шимону запрещено поцеловать Реувена. И спрашивают комментаторы, спрашивают многие Ахроним: ведь написано в главе Вайигаш, что Йосеф «поцеловал всех своих братьев и плакал о них». Когда Йосеф встретился с братьями, написано, что он поцеловал каждого из них! По Раши мы видим здесь прощение! Почему же рабейну Бехайей говорит, что прощения не было? Вопрос!
Я видел, что этот вопрос хотят решить так. На самом деле, в любой просьбе о прощении есть две части. Человек может простить меня и без того, чтобы я попросил у него прощения. Но тем не менее сказано, что необходимо попросить прощения. Просящий должен подробно объяснить, в чем провинился, и специально попросить о прощении. Просьба о прощении нужна не только для того, чтобы другой простил. Просьба о прощении – это своего рода Видуй, признание грехов. Известно, что когда делают тшуву, когда раскаиваются – там есть часть собственно раскаяния и часть признания грехов. Человек может раскаяться даже мысленно – и это будет засчитано как часть тшувы. Но есть и еще специальный закон, что человек обязан признать свой грех. Если он не признал свой грех, тшува не завершена. Действие, которое называется «тшува», включает в себя признание греха: необходимо рассказать о грехе, подробно описать его. И точно так же, когда человек просит прощения у другого человека, недостаточно того, что он просто говорит: «Прости!». Нет, он должен подробно описать, он должен просить, умолять, мириться, — это часть прощения.

Поэтому ответ может быть такой. Да, может быть, поцелуй искупает ту часть, которая касается отношений между мной и тобой. Тогда в момент поцелуя прощение состоялось. Пусть так. Но в каждом грехе, когда один человек обижает другого, есть еще и грех против Вс-вышнего. Для искупления этой части, греха против Вс-вышнего, недостаточно, чтобы другой простил. Недостаточно было, чтобы Йосеф простил им! Они должны были лучше исполнить ту часть, которая касается просьбы о прощении. Поэтому может быть, что для этой части прощение не подействовало, и поэтому братья так старались, приложили столько усилий – и в конце концов так и не сказано, что Йосеф ответил на их просьбы, на эту часть, на часть признания грехов. Такое объяснение.

Но на самом деле по-прежнему есть в чем разбираться. Ведь так или иначе, поскольку Йосеф им простил, — может быть, та часть, которая связана с грехом против Вс-вышнего, и осталась без искупления, но все же нужно понять, почему рабейну Бехайей говорит, что не сказано, что Йосеф им простил. Ведь мы ясно видим, что поцелуй считается прощением! Этот вопрос еще ждет своего ответа.
Большое спасибо, и шаббат шалом!

 


http://www.beerot.ru/?p=79470