Здравствуйте, уважаемый рав!
Как и любая община русскоязычных евреев, наша община по понятным обстоятельствам состоит в основном из баалей тшува – бывших светских людей, вернувшихся к своим истокам, и геров – представителей других национальностей, принявших еврейство и традиции иудаизма.
Вопрос первый: каким образом и тем, и другим следует правильно выбрать для себя, обычаям и видам молитв каких направлений следовать?
Вопрос второй: обычаев и видов молитв каких направлений следует придерживаться в общинном доме, который является центром религиозной жизни местных евреев?
Вопрос третий: если человек следует обычаям и молится согласно направлению, отличным от принятых в общинном доме, как ему поступать во время общественных молитв и других общих мероприятий?
Заранее благодарен, Владимир Б.
Уважаемый Владимир! О том, каким обычаям следовать и какой вид текстов молитв выбрать еврею, родители которого не соблюдали законы и обычаи своих отцов, существуют некоторые разногласия великих законоучителей современности. Рав Хаим Каневский, да продлит Всевышний его годы, передает от имени Хазон Иша, что человеку, которого в семье не воспитывали в духе Торы и заповедей, следует принять обычаи тех, кто приобщил его к иудаизму ("Ашрэй а-Иш", часть 5-ая, станица 87-ая).
Согласно мнению рава Ш. З. Оэрбаха, несмотря на то, что в семье уже одно или два (а иногда и больше) поколений не соблюдало традиции, человеку нужно постараться установить, к какому направлению принадлежала семья его отца, и следовать этому направлению. Во-первых, этим человек выражает почет своим предкам. Во-вторых, принимая на себя обычаи определенного направления, его предки в свое время решили, что они принимают их также и на все последующие поколения. Однако и рав Ш. З. Оэрбах согласен, что такому человеку разрешено следовать обычаям той общины, которая приобщила его к иудаизму, так как можно сказать, что благодаря этой общине он родился заново ("Алихот Шломо", раздел "Тфила", пункт 5-ый, "Двар Ал.", пункт 37-ой).
Рав Бен Цион Аба-Шауль считал, что человек в любом случае обязан продолжать традиции своих предков ("Ор ле-Цион", часть 2-ая).
В отношении гера и гиёрет – людей, принявших еврейство, – принятое мнение гласит, что им разрешено избрать те обычаи, которые они пожелают. Они должны следовать им всегда и передать их своим детям ("Алихот Шломо", там же; "Орхот Ал.", примечание 80-ое).
Перейдем ко второму вопросу. В общинном доме следует взять за основу либо обычаи той еврейской общины, которая некогда находилась в этих местах, либо обычаи большинства членов общины, и следовать им постоянно.
Постараемся дать ответ на третий вопрос. Человек, который следует обычаям определенной общины и молится согласно принятому в его общине нусаху – варианту текста молитв – когда находится в общине, обычаи и тексты молитв которой отличаются, согласно ряду мнений, должен вести себя согласно обычаям этой общины ("Шаарей Рахамим", пункт 25-ый; "Пеат а-Шулхан", глава 3-тья, пункт 14-ый; "Шэвет а-Леви", часть 6-ая, пункт 59-ый).
Есть поским (законоучители), которые считают, что все то, что видно и слышно другим людям, следует исполнять так, как это принято в данной общине, а в отношении тех обычаев и текстов молитв, которые не видны и не слышны окружающим, человек продолжает вести себя как прежде ("Мешив Давар", часть 1-ая, пункт 17-ый; "Минхат Ицхак", часть 7-ая, пункт 5-ый).
Третье мнение гласит, что те части молитв, которые читают только в случае, когда есть миньян – кворум из десяти взрослых евреев – как, например, кдуша или кадиш, человек обязан произносить согласно принятой в этой общине форме, а остальные молитвы он молится как прежде ("Зихрон Сиах", раздел "Тфила", страница 693-ая; "Швут Ицхак", часть 8-ая, раздел "Динэй Нэр Шабат", страницы 244-ая и 245-ая). Четвертое мнение: даже в тех частях молитвы, которые обусловлены присутствием десяти человек, читать в форме, принятой в данном месте, обязаны только те фрагменты, которые произносят вслух. ("Алихот Шломо", раздел "Тфила", глава 5-ая, пункт 23-тий).
Упомянем еще один закон, который несколько относится к нашей теме и который довольно часто задают: "Как поступать женщине после замужества, если ее муж принадлежит к общине, обычаи и формы молитв которой отличаются от тех, которые были приняты в ее семье?". Согласно мнению рава Ш. З. Оэрбаха и рава Й. Ш. Эльяшива, после замужества женщина должна принять обычаи своего мужа. Она не обязана полностью перестроиться в первый же день, поскольку не просто менять то, к чему человек привык в течение длительного времени. Муж, в свою очередь, может позволить жене продолжать следовать обычаям ее семьи и не менять их на его обычаи ("Алихот Шломо", раздел "Тфила", глава 1-ая, пункт 7-ой и "Двар Ал.", пункты 7-ой и 8-ой; "Тфила кэ-Илхата", глава 4-ая, примечание 4-ое). Рав Х. Каневский считает, что женщина вправе и после замужества продолжать те обычаи и форму молитв, к которым она привыкла ("Даат Нотэ", страница 392-ая).
В завершении упомянем, что в притчах наших учителей сказано: на небесах есть двенадцать ворот, и каждое из двенадцати колен Израиля имеет свои обычаи, и нельзя изменять обычаи своего места ("Мишна Брура", глава 68-ая, пункт 4-ый). В каждом случае, когда у человека возникает необходимость переменить обычаи или форму молитв, ему следует это очень серьезно обсудить со сведущим раввином.
С почтением, Лейб Нахман Злотник.
[Примечание рава Игаля Полищука.
Хочу добавить, что в виду разногласий, приведенных выше, очень важно в каждом конкретном вопросе посоветоваться со сведущим раввином, который вникнет более глубоко в детали каждого случая и сможет направить и общину и каждого отдельного ее члена по путям Торы – путям мира и добра. Добавлю еще, что при создании общины, синагоги и .т. п. чрезвычайно важно устав общины основать на том, что все порядки общины основываются на законе Торы и на установлениях мудрецов, как это приведено в Шулхан Арухе и в книгах наших великих поским – законоучителей. Изначально большая мицва, чтобы в каждой общине был раввин, великий в Торе и в праведности, однако? если это невыполнимо, следует выбрать заранее одного из больших знатоков Торы, который решал бы все спорные вопросы общины.]