Одежда умершего

Дата: | Автор материала: Рав Михаэль Каминский

7878

Шалом! Есть ли ограничения пользоваться одеждой, украшениями и др. вещами умершего родственника?

Спасибо


Прежде всего, примите наши соболезнования.

Перейдем к вопросу.

Умершим и всем, что к нему непосредственно присоединено, пользоваться запрещено (Йорэ Деа 349:1,2). Это выводится из стиха «И умерла там Мирьям» (Бамидбар 20:1) и из стиха «и прорубят там шею телице» (Деварим 21:4), толкуя: так же, как запрещено пользоваться прорубленной телицей, так же запрещено пользоваться умершим и всеми его погребальными одеждами (Авода Зара 29б).

Это касается только присоединенных к его телу предметов, а кольца на его руках – можно снять и пользоваться ими (Йорэ Деа там).

Значит, можно пользоваться его одеждой и украшениями. И также пишут поским: мы никогда не слышали о запрещающем обычае, даже в случае, когда они были на нем в момент смерти. И добавляют, что самовольный запрет тут недозволен, поскольку он идет в разрез с запретом о порче имущества (Бехор Шор).

Однако рав Йеуда Хасид пишет (Хасидим 454), что нельзя делать цедаку опасными предметами, и приводит в пример случай с человеком, получившим обувь умершего и хотевшим передать ее нуждающимся. Но рав Йеуда Хасид запретил ему, как сказано «люби своего ближнего как самого себя». Мы видим, что, по мнению рава Йеуды Хасида, нельзя пользоваться обувью умершего и передавать ее другим.

В комментарии Мекор Хесед к книге Хасидим приводится среди других следующее объяснение:

Запрет согласно каббале. Речь идет только об обуви, которую умерший носил при смерти.

Согласно этому, запрет касается только обуви, которую умерший носил при смерти. Другой же обувью, как и другими принадлежавшими ему предметами, пользоваться разрешено.

В книге Гешер А-Хаим (8:7) приводится данный обычай о том, что многие люди остерегаются использовать обувь, которую носил умерший человек. Он объясняет это опасением заразиться его болезнью. Согласно этому объяснению, запрет относится к обуви, которую умерший носил на протяжении его последней болезни. А если он не носил ее более 30 дней, нет резона для опасений.

Стоит заметить, что эта причина редко встречается в наше время, и поэтому можно передать нуждающимся обувь, принадлежавшую умершему.

В заключение: можно пользоваться вещами и одеждой, принадлежавшими умершему. Многие остерегаются пользоваться его обувью. Но, видимо, в наше время это можно позволить, особенно если умерший не был болен заразной болезнью, или не носил ее в последнее время, или даже если она не была на нем при смерти.

Добрых Вам новостей, Михоэль Каминский.

Добавление от рава Игаля Полищука:

Однако принятый  в Иерусалиме обычай – выбрасывать всю обувь умершего и пользоваться всем остальным. Более того, если этими вещами воспользуются (при условии, что это кашерное использование, что совершенно не очевидно, если речь идет о женской одежде),  то в этом есть польза для умершего – леилуй нешама (для поднятия души), так как это имущество послужит добрым делам.

http://www.beerot.ru/?p=22664