Украденный сон

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1629

Что говорит еврейский закон в отношении украденного сна (человека разбудили, когда он не просил)? В каких ситуациях это применяется? Есть ли разница между прерванным сном ребенка и взрослого? Матери и грудного младенца? Пожилого человека? Ограничивается ли это ночными часами, когда большинство людей спит? Что изменится, если пострадавший спал в том месте и в такое время, когда люди недалеко от него работают или просто ходят? Например, если человек прилег днем на месте работы в перерыв.

Мария, Москва.


В Торе написано (Дварим, 6:18): «Делай справедливое и доброе», и кроме того (Ваикра, 19:18): «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Известно, что когда к великому Илелю пришел нееврей, который хотел принять иудаизм, и попросил его кратко объяснить суть всей Торы, Илель ответил ему: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему – это общее правило; а теперь иди и учи остальное». И раби Акива говорил: «Возлюби ближнего своего, как самого себя – это великое правило Торы».

На этих основах следует строить свои отношения с людьми.

Очевидно, что нарушить сон человека, который не желает, чтобы его будили – это нанести ему определенный ущерб и доставить неприятность. В некоторых случаях это может быть мелким неудобством. В других это может означать испорченный день, неудачное интервью при приеме на работу, проваленный экзамен. Во всех этих случаях очевидно, что отношение к такому действию может быть только отрицательным. При этом неважно, кому наносится ущерб – разве есть люди, которым можно целенаправленно вредить?

Известно, что в кругах людей, соблюдающих Тору, есть понятие «украденный сон». Один из руководителей нашего поколения рав Шмуэль Вознер в книге «Шевет а-Леви» (том 7, 224) пишет, что то, что принято называть гезель шейна, то есть «хищением сна», на самом деле, не входит в категорию ущерба, связанного с кражей чужого имущества. Он говорит, что человек, который не дает другим спать, нарушает запрет, так как отнимает у другого возможность получить пользу или удовольствие.

Теперь давайте рассмотрим несколько классических источников, которые объясняют, в каких случаях существует запрет производить шум, который может разбудить людей, а в каких – нет.

Написано в мишне (Бава Батра, 20б): «Если человек открывает магазин в общественном дворе, его сосед может воспротивиться этому, сказав: я не могу спать из-за шума, который производят люди, заходящие и выходящие <из твоего магазина, и заставить его закрыть магазин>. Но разрешается производить дома товар и продавать его на рынке. И сосед не может воспротивиться и сказать: я не могу спать из-за стука молотка или из-за скрежета мельницы, или из-за голосов детей, <которых его сосед обучает Торе>».

Шулхан Арух («Хошен Мишпат», 156:2) приводит слова мишны (с некоторыми изменениями). Комментарий Рамо добавляет, что человек может делать шумную работу у себя дома только при условии, что его соседи – здоровые люди. Если же шум угрожает их здоровью, то шуметь запрещается.

Комментарий «Сефер Меират Эйнаим» (пункт 9) поясняет, что работу, которая производит сильный шум и вибрацию, от которой трясутся стены, нельзя делать у себя дома, если это мешает соседям.

Комментарий «Левуш» (там, пункт 3) добавляет, что только когда речь идет о людях, дома которых выходят в один и тот же двор, сказано, что они не могут воспротивиться обучению детей в одном из домов или выполнению любой другой заповеди, скажем, общественной молитвы. Если же соседи живут в одной квартире или даже в одном доме, то даже ради выполнения заповеди нельзя нарушать покой соседей без их согласия.

Рав Вознер пишет, что разрешение обучать детей, упомянутое в источниках, относится только к вечернему времени. Ночью, когда большинство людей ложится спать, нельзя мешать соседям даже ради обучения детей Торе.

Надеюсь, что этот небольшой обзор поможет Вам найти ответы на большинство вопросов, связанных с «хищением сна». Если же перед Вами предстала ситуация, в которой Вам не совсем ясно, как следует поступить – пожалуйста, не стесняйтесь присылать вопросы на наш сайт.

С уважением, рав Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=11725