Что делать с массовым отходом евреев от Торы?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1778

Шалом! В связи с гибелью Б. Немцова поднялись разговоры не только об участии евреев в политике в России, но, к сожалению, и о том, что евреи массово теряют связь с иудаизмом, и даже переходят в другие религии. Говорилось о том, что около 30 % евреев так или иначе отошли от еврейства. Это совершенно ужасная цифра, даже если она несколько завышена. Скажите: кроме повышения уровня соблюдения заповедей, молитвы и учебы Торы, что надо сделать, чтобы переломить тенденцию. И есть ли надежда? С уважением, Зэев Шафранов.


Дорогой Зэев!

Вы приводите тяжелые факты. Приведенные Вами цифры, ужасают. Но я могу добавить еще более страшные цифры – 50-60% смешанных браков. Все это – настоящая катастрофа нашего народа! Нужно видеть источник этой трагедии – отрыв значительной части нашего народа от Б-жественного света Торы, и та духовная тьма, которая окружает нас, как в диаспоре, так и на Святой Земле.

Наш учитель рав Ицхак Зильбер говорил так: «тьму не разгоняют палками» – иными словами, изгнать тьму можно только светом. Наши мудрецы говорили, что даже немного света освещает и отодвигает тьму. Поэтому у нас нет другого пути, кроме глубокого изучения Торы, приводящего к ее исполнению и дальнейшему распространению. Полноценная жизнь по Торе, изучение Торы, распространение знания о ней – это наше основное оружие.

Мне понятны боль и тревога, которые чувствуются в Вашем вопросе. Эти эмоции необходимо обратить в действие: в изучение и распространение Торы, исходящую из сердца молитву за наш народ. Как говорил рав Шимшон Пинкус, в Ган Эдене достаточно места для всех евреев.

В дополнение к сказанному, предлагаю Вам отрывок из «Сефер Харедим» (гл. 66, п. 13, с современным примечанием), который поможет лучше понять, как мы должны действовать, чтобы предотвратить катастрофу разрушения нашего народа.

Так как души всего Израиля составляют единое целое, как сказано (Шмот, 1:5): «Семьдесят душ» [букв. там: «душа»] то, когда человек исправляет и делает праведной свою душу, это имеет воздействие на всех, и в этом найдет оправдание свое и хвалу весь народ. И точно так же, когда вовлекает он в грех душу свою, это тоже воздействует на весь Израиль. Потому пусть пробудится в душе твоей великое стремление вернуться к Всевышнему, и пусть в ней будет мысль о том, чтобы вернулся вместе с тобой весь народ Израиля, как сказано (Ошея, 14:2): «Вернись, Израиль!» – в единственном числе, и вслед за этим (там, 14:3): «Возьмите с собою слова и возвратитесь к Г-споду» – во множественном. А завершается так (там, 14:5): «Ибо отвратился от них гнев Мой», и наши мудрецы объясняют это следующим образом. Даже один вернувшийся к Всевышнему отвратит Его гнев от всех – по приведенной выше причине: его возвращение приводит к тому, что у всех остальных возникают мысли о возвращении. И возможно, что именно об этом говорит нам Писание (Теилим, 51:15): «Научу преступных путям Твоим, и грешники к Тебе вернутся» – то есть даже один вернувшийся помогает обрести заслуги другим людям.

Примечание. Раби Яаков Цви Ялиш в своей книге «Хинух Бейт Йеуда» (гл. 34), приводит слова своего учителя, Хозе из Люблина: «Не всякий может ходить по людным местам, по улицам и площадям [со словами укора и поучения], ибо когда он будет заниматься Торой сам и т. д.? Но когда человек сидит и изучает Тору ради нее самой во имя всего Израиля, то этим он внедряет мысль о возвращении к Всевышнему в сердца людей и исполняет тем самым [заповедь] укора и назидания». И так говорит Писание (Теилим, 84:6): «Счастлив человек, чья мощь [Тора] в Тебе; пути [к Тебе] – в сердце их». Это означает следующее: даже один человек, который трудится над Торой, называемой «мощь», прокладывает путь к возвращению в сердцах многих людей в Израиле. И вот что говорит Хазон Иш (в сборнике писем из его рукописей): «Так же, как разные органы человека исполняют разную работу – глаз видит, ухо слышит, а руки заняты [делом] – так и весь народ [Израиля] – как одно тело, а разные люди в нем заняты разными делами, и каждый должен исполнять то, в чем состоит его предназначение. И если бы бней Тора [те, кто посвятил себя Торе] трудились над ней в совершенстве, то они спасали бы многих детей и многих людей от греховных замыслов, неверия и т. п. величием своей святости... В окружении настоящего человека Торы мы это видим воочию – сильнейшее влияние на многих людей, не достигаемое никакими обычными усилиями. И также есть влияние на людей далеких, неразличимое глазом из-за тонкости своей».

С уважением, рав Игаль Полищук. Перевод отрывка – рав Пинхас Перлов

http://www.beerot.ru/?p=15750