Вопрос о семисвечнике

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1689

Уважаемый рав! Зная о моем происхождении (еврей) и о моих наклонностях (интересуюсь иудаизмом и даже пытаюсь исполнять некоторые обычаи), сотрудники (неевреи) подарили мне на день рождения роскошный семисвечник. Мне кажется, что где-то читал, что пользование подсвечником с семью разделенными отсеками запрещено, потому что он напоминает Менору, которая находилась в Иерусалимском Храме. (Понимаю, что вопрос не ханукальный, ведь в Хануку пользуются восьмисвечником.)

С уважением, Роман В., Москва


Уважаемый Роман! Вы совершенно правы, пользование подсвечником с семью отсеками для свечей запрещено Торой. В книге Шмот (20:20) сказано: «Не делаете со Мной», из чего выводят мудрецы (Авода Зара, 43а), что запрещено строить дом или отдельную комнату похожую по форме и размерам на Мишкан – переносной Храм, или на Бейт а-Микдаш – Иерусалимский Храм. Также запрещено делать различные предметы по подобию храмовых: стол, семисвечник и другие. И так постановил «Шулхан Арух» (раздел «Йорэ Деа», 141). Этот запрет комментаторы объясняют тем, что если человек в своих целях будет пользоваться такими же (или подобными) предметами, которыми пользовались в Храме для служения Всевышнему, это будет недостаточным почитанием Величия Небес. И хотя Храмовая Менора была отлита из золота, имела замысловатые украшения: шарики, цветочки, рюмочки, и была определенной величины, – все это нужно было для красоты, для более предпочтительного исполнения заповеди. По букве закона подсвечник с семью ответвлениями, изготовленный из любого материала и любого размера, пригоден для того, чтобы зажигать с его помощью свечи в Храме. Поэтому делать подсвечники с семью отделениями для свечей запрещено в любом случае (Маарик, пункт 75-ый).

Однако в Вашем случае вопрос не об изготовлении семисвечника. Подсвечник уже имеется в наличии, и изготовили его, по всей видимости, неевреи, которым это не запрещено. Как быть в такой ситуации: разрешено им пользоваться или нет? Постфактум есть поским (законоучители), которые в таком случае разрешают пользоваться подсвечником («Питхей Тшува», «Йорэ Деа», 141:12). Однако многие поским запрещают («Даркей Тшува», «Йорэ Деа», 52). Заметим, что если бы такой подсвечник сделал бы еврей, то, согласно всем мнениям, им было бы запрещено пользоваться. Поэтому всякому, у кого есть такой подсвечник, следует как можно быстрее либо сократить количество отсеков, либо добавить к ним, но не оставлять семь отделений. [Дополнение рава Игаля Полищука. Возможный вариант сделать ханукию – добавить еще два светильника. Один – такой же высоты, как остальные семь, и один – чуть выше для т.н. шамаша, от которого зажигают ханукальные свечи, чтобы для повседневных нужд пользоваться его светом, а не светом ханукии.]

Теперь о Хануке. Хотя для зажигания ханукальных свечей, как Вы правильно заметили, пользуются подсвечниками с восемью отсеками, но вопрос Ваш все равно немного «ханукальный». И не только потому, что, если Вы переделаете Ваш подсвечник, и прибавите к нему восьмой отсек, Вы сможете исполнить с его помощью заповедь зажигания ханукальных свечей, но и еще по одной причине.

Есть известный вопрос: почему зажигают в память о чуде восемь свечей, если чудо было семь дней? Вспомним: освободители зашли в Храм и нашли там сосуд с маслом, которого, по законам природы, должно было хватить на один день, а свечи горели целых восемь дней. То есть, чудесным образом свечи горели дополнительно семь дней, и в память об этом следовало бы отмечать праздник семь дней, а не восемь, и зажигать семь свечей, в не восемь. На этот вопрос есть очень много интересных ответов. Приведу один из них, связанный с темой семисвечника. Если бы мудрецы постановили зажигать свечи семь дней, то, возможно, кто-нибудь по ошибке мог бы воспользоваться или даже изготовить подсвечник с семью отсеками. Для того чтобы предотвратить нарушение Торы, мудрецы установили отмечать праздник восемь дней. 

http://www.beerot.ru/?p=22282