Почему в Пурим в синагоге шумят?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2984

Мне 11 лет, я стараюсь исполнять все заповеди и приходить в синагогу. Папа меня просил, чтобы я старался вести себя в синагоге тихо, так как шум мешает молящимся сосредоточиться и еще потому, что это неуважение к святому месту. Когда я спросил папу, почему же в Пурим у нас в синагоге все шумят и стучат, и замечаний нам никто не делает, папа сказал, что это очень хороший вопрос, и что мне следует спросить у Вас. Заранее спасибо, Алекс, Франкфурт-на-Майне.


Это на самом деле очень верный и важный вопрос! Для того, чтобы на него ответить, нам следует обратиться к истории возникновения этого древнего обычая – шуметь, когда тот, кто читает Свиток Эстер, произносит имя нечестивого амалекитянина Амана.

Ашкеназский законоучитель Рамо в примечаниях к Шулхан Аруху (раздел «Орах Хаим», 690:17) приводит от имени Авудраама: когда-то было принято, что дети рисовали Амана на палках и камнях или писали на них его имя, а потом били по этим палкам и камням, пока не исчезнет изображение. Происхождение этого обычая – слова Торы (Дварим, 25:19): «Сотри память об Амалеке», а также слова Писания (Мишлей, 10:7): «И имя нечестивцев сгниет». Именно так возник обычай стучать при слове «Аман» во время чтения Мегилат Эстер в синагоге. Рамо завершает эту тему следующими словами: «И запрещено отменять обычай или надсмехаться над ним, поскольку его установили неспроста». По поводу отмены обычая приводят следующую историю. Представителям одной еврейской общины очень мешал шум, который стоял в синагоге во время чтения Мегилат Эстер, и они обратились к раввину, чтобы тот запретил стучать. Но раввин, опираясь на вышеприведенные слова Рамо, не согласился отменять обычай. Он пишет (сборник вопросов и ответов «При а-Садэ», часть третья, пункт 42-ой), что если человек задумается о том, что эти удары при упоминании имени Амана отвращают от нас многие беды, ему, конечно же, не будет мешать этот шум. Что же предложил раввин, чтобы исполнение этого важного обычая, который по-своему даже является некоторым элементом заповеди, не перешло в баловство и игру? Назначить ответственных представителей общины, чтобы те показывали детям, когда следует прекратить шуметь и стучать.

Более того, стучать и шуметь при упоминании Амана – не только «детский» обычай. «Мишна Брура» (690:59) приводит слова Яавеца, который свидетельствует, что его великий отец, автор книги «Хахам Цви», топал ногами, когда во время чтения Мегилат Эстер упоминали имя Амана. Очевидцы говорят, что так поступали и сам автор «Мишны Бруры», Хафец Хаим, и рав Яаков Исраэль Каневский (Стайплер). Бен Иш Хай топал два раза: когда имя Амана прочитывали впервые и в конце.

Чтобы быть объективными, следует упомянуть, что великий Маараль из Праги, который является важным звеном в передачи обычаев европейских евреев, не стучал и не топал при упоминании Амана.

Автор комментариев к Шулхан Аруху «При Мегодим» пишет, что находящиеся в синагоге должны следить за своими детьми, чтобы те сами слушали чтение Свитка и не мешали другим, а когда упомянут имя Амана, разрешено немного постучать. Тот, кто хочет воспитать своего ребенка в духе Торы, должен его научить, что не это является целью их прихода в синагогу. «Мишна Брура» (там же в «Шаар а-Циюн», 57) говорит, что изначально неверно прерывать чтение больше, чем на такое время, которое обычно проходит между вдохом и выдохом.

Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что следует идти в синагогу для того, чтобы исполнить заповедь пророков (а вечером – постановление мудрецов Торы) слушать Мегилат Эстер и вспоминать о великих чудесах и безграничном милосердии, которые Творец изливает на нас постоянно. Стучать при слове Аман нужно обязательно, но при этом иметь намерение искоренить память об Амалеке и стереть имя нечестивцев. Из поведения великого законоучителя, автора книги «Бен Иш Хай» мы можем выучить, что для того, чтобы исполнить этот обычай, не обязательно стучать долго (достаточно топнуть один раз) при всех пятидесяти четырех упоминаниях имени Амана, а достаточно немного постучать в начале и в конце. В таком случае будет учтено предостережение «Шаар а-Циюн» не прерываться во время чтения Мегилат Эстер. И хотя все удары, которые, согласно обычаю, делают во время чтения, попадают по самому Аману, который гниет в аду, как пишет рав Хаим Фаладжи, следует помнить, что этот амалекитянин готов получить еще больше ударов, только бы достичь своей цели: привести евреев к тому, чтобы они ненавидели друг друга и совершали грехи, что отдалит их от Шехины, Б‑жественного присутствия.

С пожеланиями радостного и веселого Пурима и благодарностью за хороший вопрос.

С уважением, рав Лейб Нахман Злотник

http://www.beerot.ru/?p=11963