Пуримская ретроспектива — можно ли слушать мегилу по телефону?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2440

Некоторые поским запрещают слушать Мегилат Эстер через микрофон или по телефону. Скажите, где мы находим источник такого запрета?

Шломо Александр, Киев


Уважаемый Шломо Александр!

Нет запрета слушать Мегилат Эстер через микрофон. Вопрос заключается в том, можно ли таким образом выполнить заповедь слушать Мегилат Эстер.

По закону, для того, чтобы выполнить эту заповедь, нужно или прочитать Мегилу самому, или услышать ее от того, у кого тоже есть заповедь читать Мегилу в этот день. Если Мегилу читает человек, который не обязан выполнять заповеди (например, нееврей), или робот, то тот, кто его слушает, заповедь не выполняет, даже если тот читает все без единой ошибки.

Тот, кто слушает чтение Мегилы по телефону или с помощью любого другого электронного прибора, фактически не слышит голос, исходящий от чтеца. Он слышит звук, который производит мембрана усилителя данного прибора, когда воспроизводит голос чтеца из поступившего в прибор электромагнитного сигнала. Точно так же как тот, кто слушает запись чтения Мегилы по магнитофону, тем самым не может выполнить заповедь, ее не может выполнить и тот, кто слышит чтение Мегилы с помощью электронного устройства. (См. книгу «Минхат Шломо», том 1, 9, и «Минхат Ицхак», 1, 37.)

Что касается того, кто не слышит чтение Мегилы без слухового аппарата, ему лучше научиться читать Мегилу самостоятельно, так как он тоже не слышит голос читающего.

Ваш вопрос можно перенести также на несколько других случаев:

  • может ли тот, кто слышит благословление по микрофону, ответить «Амен»
  • можно ли вызывать к Торе человека, который не слышит без помощи слухового аппарата

Оба эти случая отличаются от вопроса с Мегилой, и на оба из них многие раввины дают положительный ответ.

  • Можно отвечать «Амен», даже не услышав благословление. Это выводится из случая, который приводится в трактате Сукка (51б). Там написано, что в городе Александрия была огромная синагога, в которой тот, кто сидел далеко от кантора, не мог услышать произносимые им благословления. Для того чтобы все могли отвечать «Амен», там были люди, которые поднимали специальный флаг со знаком, какое благословение говорит кантор в момент, когда нужно было отвечать. Получается, что достаточно знать, какое благословление произносит кантор, и в какой момент он заканчивает, чтобы ответить «Амен» на его благословление. В случае с микрофоном оба эти условия выполняются: слушатель слышит благословление и знает, что сказал благословляющий, и когда. А тот факт, что он не слышит его голос, не мешает ему ответить «Амен». Однако следует иметь в виду, что он говорит «Амен» на благословение говорящего, а не на то, что слышит.
  • Глухой, которого вызвали к Торе, может читать Тору вместе с чтецом, поэтому его можно вызвать к Торе, и он может произносить благословление («Игрот Моше», «Йоре Дэа», 4, 49). В книге «Тшувот ве-Анагот» (2, 83) написано, что тот, кто слышит чтеца только с помощью слухового аппарата, должен произносить слова Торы вместе с ним, и тогда его можно вызвать к Торе, и он может произнести благословление на чтение Торы.

С уважением, рав Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=12639