Тора и крионика

Дата: | Автор материала: Рав Зэев Урман

1796

Здравствуйте, дорогой раввин!

Как Тора относится к крионированию? Ведь уже сейчас при реанимации применяют мягкое охлаждение тела (до 31-35 градусов Цельсия) для продления сроков клинической смерти до 24-80 часов, чтобы реаниматолог успел найти решение проблемы пациента. Если врач не воспользуется наилучшим доступным для него методом для реанимации – это ведь, можно сказать, мягкое убийство пациента, невыполнение врачебного долга? Не будет ли в таком случае формой убийства или, как минимум, невыполнением врачебного долга не воспользоваться крионированием, чтобы в последующем, при появлении новых технологий, разморозить человека, реанимировать и вылечить если проблема не решается нынешними методами?

С уважением, Михаил Корсанов


Здравствуйте, Михаил. Спасибо за вопрос. Начнем с определения.

«Крионика (от греч. κρύος — холод, мороз) — технология сохранения в состоянии глубокого охлаждения («криоконсервация», «криосохранение») людей и животных в надежде на то, что в будущем их удастся оживить и, при необходимости, вылечить. Иногда криоконсервации подвергают только голову или головной мозг сохраняемого организма.

Сторонники крионики считают, что пока тело человека не начало разрушаться, его можно погрузить в анабиоз до тех пор, пока наука не найдет способ оживлять умерших. Исследователи уверены, что можно будет возродить не только тело, но и личность, сознание конкретного человека. Для этого нужно будет снова заставить работать те части мозга умершего, которые ответственны за долговременную память.

При современном состоянии технологии криоконсервация людей и крупных животных необратима: заморозив человека, оживить его невозможно. Тем более невозможно оживить ампутированную голову или головной мозг. Поэтому людей подвергают криоконсервации только после юридически зафиксированной смерти мозга, в противном случае «крионирование» было бы убийством.

Крионика основывается на том, что смерть мозга теоретически может и не быть окончательной смертью. Предполагается, что когда-нибудь в будущем достижения науки позволят каким-либо образом оживить таких людей, хранящихся при низких температурах.

Указывая на то, что в основе сохранения личности и памяти человека лежат химические процессы (в частности, долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящих в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ и еще целым рядом иных аспектов), сторонники крионики утверждают, что существует теоретическая возможность оживления человека и сохранения личности. Большинство нейробиологов согласны, что анатомическая основа разума закодирована в физических структурах мозга.

В то же время основная часть научного сообщества скептически относится к попыткам заморозки человека в силу различных физиологических и технологических причин. Например, противники крионики указывают, что после момента смерти связи нейронов головного мозга начинают разрушаться в течение нескольких минут. Поэтому очень сложно провести заморозку одновременно всех клеток тела, и никто не гарантирует соблюдение всех условий».

Конечно же, отвечая на ваш вопрос, неразумно было бы вступать в научную полемику, не будучи специалистом в этой области. Но нам этого и не потребуется. Вместо этого давайте заострим наше внимание на одном интересном факте. Как сторонники, так и противники крионики сводят представления о человеческой жизни к совокупности биологической и химической активности клеток организма, посредством которых производится поглощение, превращение, хранение и использование веществ и энергии. А существование человека как личности, его развитие, формирование сознания – это результат работы его мозговых структур, изменения долговременной памяти, занесения информации и ее удаления. Исчезновение этой информации как следующий этап после биологической смерти будет означать информационную (и окончательную) смерть человека.

То есть, человек в представлении этих людей – это некая биокибернетическая машина. Поэтому, считают они, сохранив информацию о человеке путем замораживания тех структур его мозга, которые обеспечивают его долговременную память, возможно в дальнейшем оживить его, более того, сохранить его как личность. Спор между сторонниками и противниками крионики заключается лишь в том, возможна или нет при замораживании больших биологических объектов полноценная информационная реанимация мозга, а также реанимация всех органов, усложненная неоднородностью структуры тканей и органов. Но если это стало бы возможным, считают они, то кусок плоти, который когда-то был человеком, после реабилитации всех систем организма обязательно вернется к жизни, так же как возвращается к жизни прошедшая капитальный ремонт старая швейная машинка…

Насколько сильно отличается еврейское представление от описанного выше, судите сами. Рав Хаим Виталь, ученик великого Аризаля, в книге «Шаарей Кдуша» пишет: «Тело человека не является самим человеком. Это то, что Писание называет плотью человека, как написано: “Кожей и плотью Ты облек меня, костями и жилами покрыл меня” (Иов, 10:11). И еще сказано про освящение маслом помазания храмовой утвари: “На тело человека не должно возливать” (Шмот, 30:34)». В Торе не бывает лишних слов. Могло быть сказано: «на человека не должно возливать». Для чего сказано «тело человека»? На самого человека невозможно нанести масло помазания, отвечает рав Хаим Виталь, ведь человек — это нематериальная душа. Поэтому Тора и говорит нам о теле человека. Мы — это наше внутреннее духовное содержание, тело — наш «носитель», наша оболочка. Тело само по себе безжизненно. Не глаза видят, и не уши слышат, и не пальцы осязают. Все это делает душа посредством тела.

Именно душа, спускающаяся в мир и уходящая из мира исключительно по воле Творца, оживляет материальное тело. Человек – это духовность, заключенная в оболочку тела. И никакие, даже самые передовые, механические операции над человеческой плотью после того, как ее покинула душа, даже если тело сохранилось без всяких повреждений, не способны возродить его, без того чтобы Сам Всевышний снова не вдохнул в него дух жизни.

Приведенный вами пример с охлаждением тела для продления времени возможной реанимации не является в нашем случае аргументом, поскольку речь идет хоть и о находящихся в критическом состоянии, но о все еще живых людях. Соответственно, так же и отказ от замораживания мертвых не будет преступлением, поскольку невозможно убить то, что уже не имеет отношение к жизни.

С уважением, рав Зэев Урман

Дополнение рава Игаля Полищука

Более того, подобное замораживание является нарушением закона Торы о похоронах, смысл которых, в частности, как пишет Рамхаль в «Даат Твунот», это разложение плоти и отторжении от человека скверны греха, что отчищает человека и готовит его к оживлению из мертвых. Известно от величайших мудрецов, передавших нам Устную Тору, что именно после греха Адама и Хавы Всевышний отдалил их от возможности съесть плод Древа Жизни и жить вечно. Это объясняется тем, что вечная жизнь в теле, когда человек несет скверну греха, не является исправлением. Именно смерть со всей системой искупления и для тела и для души является источником жизни вечной, жизни в связи с Творцом, отдаленной от всех видов скверны и зла (это одно из объяснений, почему кладбище называется בית חיים – дом жизни).

http://www.beerot.ru/?p=29499