Гильгуль — перевоплощение

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Каплан

4983

Объясните, пожалуйста, что значит «перевоплощение», «предыдущее воплощение». Я совсем недавно открыла для себя ваш чудесный сайт, и несколько раз встретила это понятие. Может быть, вы могли бы посоветовать, где я могу прочитать об этом?


Уважаемая Екатерина!

«Перевоплощение» или «реинкарнация» это каббалистическое понятие, описывающее состояние, в котором душа умершего человека после ее вознесения на Небеса (духовный мир) возвращается в материальный мир и вселяется в другое тело, например, в качестве наказания, ради восполнения пробелов, имевших место в прошлой жизни и нарушающих цельность исправления этой души. Об этом говорится в книге Зоар (гл. Хаей Сара, Ваешев, Итро, Мишпатим), а также широко освящено в книге «Шаар а-Гилгулим» («Врата Перевоплощений») Аризаля. Всевышний создал этот мир во имя полного исправления. В этом выражается Его абсолютная власть над миром. Человек состоит из души и тела. Душа обладает свободой выбора и несет ответственность за все поступки, которые человек совершил при жизни. После смерти она возносится в Духовный Мир, где она предстает перед Небесным судом и отвечает за все совершенное. Мудрецами приводятся несколько причин, по которым душу вновь возвращают в этот мир:

  1. Наказание за определенные грехи (поскольку душа очень страдает от того, что она покидает духовный мир). В этом случае, в соответствии с серьезностью греха, душа может вернуться в этот мир не обязательно в облике человека (может вселиться в животное, растение либо неодушевленный предмет).
  2. Для исправления определенного греха. Например, тот, кто украл, вернется ради того, чтобы вернуть украденное. В таком случает и тот, у кого было украдено, также будет вынужден вернуться в этот мир для того, чтобы дать возможность укравшему вернуть украденное (Виленский Гаон в комментарии к книге «Мишлей»)
  3. Во имя исполнения того предназначения, ради которого душа пришла в этот мир.
  4. Ради других людей – направить их и наставить на путь исправления.
  5. Если в предыдущем воплощении мужчина не удостоился жениться на предназначенной ему женщине, они оба возвращаются в мир для того, чтобы пожениться.

Аризаль приводит много примеров реинкарнации, а также примеры грехов, из-за которых душа вселяется определенным образом. Например, злословие может привести к тому, что душа совершившего это грех вселяется в камень. Известный пример реинкарнации – рабби Акива. Это душа Зимри бен Салу, который был великим знатоком Торы, но его подвел грех с мидьянской принцессой. Он был возвращен в тело невежды, которого привела к Торе женщина, чем был исправлен его грех. Зимри привел к греху 24 тысячи евреев, а их души воплотились в учеников рабби Акивы, которых тоже было 24 тысячи, и их скоропостижная смерть являлась частью искупления их греха в первом воплощении.

Сегодня нет новых душ. Мы все пришли в этот мир во имя исполнения своего предназначения. Когда был жив Аризаль, он мог сказать каждому, в чем причина его возвращения в этот мир. Также и сегодня у человека есть возможность узнать, что является его исправлением, и на что надо обратить особое внимание. Виленский Гаон в комментарии к книге Йоны пишет, что если человек чувствует особенную трудность исполнить какую-либо заповедь или воздержаться от определенного греха, это верный знак, что именно ради исправления этого он вернулся в этот мир. Верно также и обратное – если человек чувствует, что у него есть особенная тяга исполнить определенную заповедь, это тоже может означать, что ради этой заповеди он вернулся. Поэтому мудрецы в Талмуде в трактате Авода Зара отметили, что человеку следует изучать те части Торы, к которым его влечет сердце.

А самое главное в понимании нашего предназначения – это изучение Торы. В ней Всевышний выразил Свою волю.

К сожалению, мне не известна литература на русском языке по этой теме.

Да поможет нам Б-г исполнить свое предназначение!

С уважением, рав Шалом Каплан

http://www.beerot.ru/?p=12584