Источники ханукальных событий в Устной Торе

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1124
источники ханукальных событий

Сегодня, слава Б-гу, есть много книг и статей о событиях, происшедших в эпоху Второго Храма, о греческом гнете, о славных подвигах Маккавеев, великих чудесах, которые Всевышний совершил для еврейского народа. В честь этого мы отмечаем замечательный праздник Ханука, благодарим от всего сердца Творца и зажигаем в память о чуде в течение восьми дней свечи. Хотелось бы узнать о первоисточниках в устном предании, где подробно рассказывается обо всем этом.

С уважением, Дима.


Уважаемый Дима!

Ваш, на первый взгляд, простой вопрос об источниках ханукальных событий в Устной Торе, который можно сформулировать просто «где это написано?», приводит нас к другому, совсем не простому вопросу: «Почему не был приведен подробный рассказ о тех событиях?»

Объясним это. Источников в Устной Торе, рассказывающих о событиях, происходивших в середине периода Второго Храма, мало. В очень серьезном трактате эпохи танаим «Мегилат Таанит», в котором приводятся события, в честь которых было принято устраивать праздники или посты, упоминаются некоторые факты греческого насилия против жителей Эрец Исраэль, но весьма кратко. Есть несколько упоминаний о празднике Ханука в Мишне (Бикурим, 1:6; Таанит, 2:10; Рош а-Шана, 1:3; Мегила, 3:4; Мидот, 1:6 [о Хашмонаим]; Бава Кама, 6:6; Моэд Катан, 3:9), но вскользь, и как бы между прочим. Кроме этого есть небольшой отрывок в Талмуде (Шаббат, 21б), в котором буквально в нескольких предложениях рассказано о победе Хашмонаим и о том, как был найден сосуд с чистым оливковым маслом, которого по законам природы должно было хватить на один день, но произошло чудо, и свечи горели восемь дней. Помимо этого, в мидрашах, авторство которых не вызывает сомнения, говорится об указе греков, гласящем, что каждый еврей обязан записать на роге быка, что у него нет надела в Б-ге Израиля («Танхума», глава Тазрия). В другом мидраше сказано, что греческий гнет подобен темноте («Берешит Раба», 2:4).

Большую часть информации о событиях, происходивших во времена греческого ига, мы знаем из книг Йосефа Флавия и из мидрашей, источник которых не проверен, и на которые тяжело полностью полагаться. Возникает естественный вопрос: почему мудрецы Торы не записали подробный рассказ о событиях, происходивших в те времена. Некоторые наши учителя отвечают, что мудрецы хотели, чтобы вся информация о Хануке оставалась всегда устной Торой (смотри «Сфат Эмет», Берешит; «Пахад Ицхак», Ханука; «Тшувот ве-Анагот», 2:342). Были и другие попытки объяснить это загадочное «умалчивание».

В этой связи представляется правильным привести основную мысль из статьи большого мудреца Торы рава Шимона Шваба. Пророки и мужи Великого собрания записывали события, происходившие в их времена. С исчезновением пророческого видения мудрецы Торы – танаим и амораим, предводители общин и главы поколений – не продолжили традицию записи событий, происходивших с еврейским народом. Необходимо задуматься о причинах этого, ведь пророки писали историю для того, чтобы, изучая ее, человек мог постичь, как Всевышний управляет этим миром, увидеть причинно-следственную связь событий, узнать, в чем воля Творца, и жить согласно извлеченным из этого урокам.

Ответ на эту загадку заключается в том, что есть огромная разница между записыванием истории мира или отдельного народа и изложением происходящих вокруг событий. История должна быть предельно объективной. Летописец обязан честно и непредвзято описывать все, что происходит – доброе и злое, прекрасное и ужасное, победы и поражения, правых и виноватых. Если праведник ошибся, нет права умолчать о его падении, равно как обязаны рассказывать о добрых делах нечестивца. Ибо так было, это реальность, и она должна быть отображена таковой, какая она есть. Это может сделать только пророк, лишенный субъективных умыслов и видящий происходящее в полной объективности и предельной реальности.

Помимо этого, есть еще одно важное условие, предъявляемое летописцу. Не обо всем разрешено говорить. Для того чтобы было разрешено рассказывать о дурных поступках других людей, должно быть учтено множество нюансов. Один из них – рассказывать разрешено исключительно ради пользы. Кто кроме пророка может быть уверен, что будущим поколениям будет польза от сообщающихся негативных фактов? Простое любопытство не является достойной причиной писать обо всем, что происходит. А насколько важно выбрать нужное слово и правильную интонацию для того, чтобы изложенный материал на самом деле мог кому-нибудь помочь. Поэтому после того, как не стало пророчества, мудрецы Торы не брали на себя ответственность вести летописи, понимая, что это великая миссия по силам только пророкам. 

http://www.beerot.ru/?p=22299