Любит ли нас Б-г?

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Каплан

1830

Я внимательно читаю все материалы по Торе, присылаемые мне, и у меня много вопросов. Задам для начала один: ну вот почему и за что я должен быть благодарен Создателю? Он создал меня и дал мне жизнь, а я его об этом просил? Почему то, что Он облачил мою душу в бренное и несовершенное тело, выпихнул меня в этот проклятый Им мир и обрёк меня на пожизненные мытарства и заботу о хлебе насущном, я должен считать великой милостью от Него?..


Уважаемый Серж!

Наш ответ будет базироваться на книгах рабби Моше Хаима Луцатто «Даат Твунот» и «Путь Творца». Поскольку Ваш вопрос затрагивает глубочайшие тайны замысла Всевышнего в творении, я глубоко сомневаюсь, что наш ответ Вас удовлетворит. По-хорошему, эти книги надо досконально изучить, и не самому, а с учителем, который хорошо в них разбирается. Поэтому просьба относиться к нашему ответу не более чем как к варианту, наброску.

Всевышний, благословенно Его Имя, создал этот мир с единственной целью – поделиться Своим благом. В этом заключается Его высшее добро. Ведь Он – абсолютно совершенен. Это означает, что в Нем нет никаких недостатков, т.е. у него нет никакой нужды в творении. Он самодостаточен. Всевышнему нет необходимости делиться Своим благом. А значит, в основе творения лежит абсолютное добро – чистое желание сделать добро. С этой целью Б-г создал человека, который является объектом получения Его блага.

И, будучи абсолютным добром, воля Всевышнего не может удовлетвориться тем, чтобы дать малое добро, но – максимальное, насколько человек его может принять. А что есть это абсолютное добро? Только Он сам. Поэтому Всевышний пожелал дать Самого Себя. Но как это возможно реализовать? Ведь Всевышний – создатель, а человек – созданный. Наши реальности отличаются в корне. Мы по определению не можем стать единым целым! Поэтому Всевышний создал возможность «прилепиться» к Нему, т.е. максимально приблизиться, насколько это возможно для сотворенного человека. И место, в котором эта возможность может быть реализована. Это место называется Будущим Миром, реальность которого представляет собой постоянный процесс приближения к Создателю.

Но для того, чтобы удостоиться удела в этом месте, его необходимо заслужить. Так постановила высшая мудрость. Эта необходимость вытекает из следующего постулата: Всевышний – это Абсолют. Его существование не зависит ни от чего иного, Он существует сам по себе. «Прилепиться» к Творцу означает уподобиться Ему в той степени, насколько это возможно. И основной параметр этого – это истинность существования. Наше существование обусловлено волей Всевышнего. Мы полностью зависим от нее, и так будет всегда. Но когда человек сам зарабатывает себе удел в Будущем Мире, он в некотором смысле сам создает себе истинную реальность – ведь он ее заслужил, а не получил в подарок! А для того, чтобы заслужить получение истинного блага, необходима свобода выбора. Поэтому Всевышний создал реальность зла – чтобы человек мог выбрать между ним и существующим добром.

Будущий Мир – это место гармонии, соответственно, в него может попасть лишь тот, кто достиг достаточного уровня совершенства, и в нем совершенно отсутствует зло. Это называется полное исправление. «В мире нет праведника, который будет творить добро и не согрешит» (Коэлет, 7:20), т.е. практически не может быть абсолютного праведника, который бы полностью избавился от малейшей примеси зла. Поэтому была создана вся система исправления, которая включает в себя страдания в этом мире, Ад, перевоплощения.

Надо знать и принять, что человеку дана жизнь исключительно ему во благо. Нам практически невозможно представить себе то истинное добро, которое уготовано нам в будущем мире. Практически нет такого человека, который был бы абсолютно счастлив и не имел никаких проблем. У бедных одни проблемы, у богатых – другие. Каждый получает свое испытание, необходимое ему во имя личного исправления. И только изучение Торы, в которой заложена воля Творца, может раскрыть нам глаза на то, что мы должны делать в этом мире, дабы удостоиться Будущего. Кроме того, изучение Торы пробуждает в наших сердцах тот первозданный свет, который был спрятан Всевышним для Будущего Мира. И это дает нам возможность в некоторой степени почувствовать его и стремиться его достигнуть. Для той же цели Творец дал нам Шаббат. Мудрецы сказали, что Шаббат – это некая малая часть от Будущего Мира. В этот день мы не просто воздерживаемся от запрещенных действий. Тому, кто соблюдает Шаббат как полагается, открывается первозданный свет, и ему дается возможность «попробовать» вкус Будущего Мира.

Мудрецы сделали вывод: «Человеку было бы лучше не рождаться. А теперь (раз уж он рожден) – он должен внимательно следить за своими действиями» (Эрувин, 13б). Если бы человек был совершенным, он не вернулся бы в этом мир, который полон испытаний, и совсем нелегко их с честью пройти. Но по-другому они не были бы испытаниями! И надо знать и верить, что все эти испытания исключительно нам во благо. Тому, кто их пройдет, уготовлено высшее благо, с которым не могут сравниться никакие наслаждения всего этого мира! И главное – не отчаиваться и помнить правило: Всевышний никогда не дает таких испытаний, которые человек не смог бы вынести! Автор «Имрей Эмэт» учит этот принцип из сказанного (Теилим, 147): «Дающий снег по шерсти», – Всевышний посылает холод снега не всем одинаково, а в соответствии с той одеждой, которую человек имеет. У бедного одежда не такая теплая, как у богатого, поэтому ему дается меньше холода.

Давайте немного углубимся в тему «испытаний». «10 испытаний были даны нашему праотцу Аврааму» (Авот, 5:3). Всевышний испытывает только праведников. Мудрецы в мидраше (Берешит Раба 32:3) привели тому несколько примеров. Один из них: сказал рабби Йоси бен Ханина: изготовитель льна никогда не будет молотить лен, если не будет уверен, что он хорошего качества. Потому что хороший лен оттого, что его молотят, только улучшается, а плохой – приходит в негодность. Так же Всевышний испытывает только праведников, а не злодеев, как сказано: «Б-г праведника проверит» (Теилим, 11). Мы ни в коем случае не стремимся к страданиям и трудностям. Наоборот, человеку запрещено их просить. Но надо знать их истинную ценность. Надо лишь запастись терпением и верить, что все трудности и страдания в этом мире даны исключительно нам во благо. Для более глубокого изучения этой темы рекомендую почитать «Шаар а-Гмуль» Рамбана.

Согласен, испытания, порой, кажутся невыносимыми. Как-то раз пришел к ребе из Коцка один еврей и сказал, что у него нет больше сил терпеть свои страдания, и он решил им положить конец – покончить жизнь самоубийством. На что ребе ответил: «А с чего ты взял, что после этого твои страдания закончатся?» Мы не видим общей картины, но мы должны знать: от нашей миссии в этом мире нам никуда не деться. Мир в любом случае придет к полному исправлению. Вопрос лишь в том, будет ли у нас заслуга в этом, или нет.

Я желаю нам всем набраться терпения!

Да пошлет нам всем Всевышний силы пройти все положенные нам испытания!

С уважением,

Шалом Каплан

http://www.beerot.ru/?p=22694