Побег от испытания

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1167

Шалом, уважаемый рав. Я слышал, что раввины призывают не пользоваться интернетом того, кто не нуждается в нем для заработка. А тот, кто нуждается, должен пользоваться так называемым отфильтрованный интернетом, где отсекаются всякие неподобающие вещи. Но я никак этого не могу понять: это же означает просто убежать от противостояния с испытанием. Не лучше ли состязаться с йецером и победить его, а не убегать от него? Не лучше ли проявить свою силу (и к тому же получить за это от Творца хорошую награду), вместо того, чтобы показывать свою слабость? С уважением, Зеев.


Уважаемый Зеев!

Проблема этого подхода заключается в недопонимании серьезности греха. Если бы человек осознавал, насколько страшно согрешить, он бы уже не говорил с такой легкостью о том, что предпочитает противостоять соблазну, нежели убежать от него. Обычно если человеку угрожает какая-та реальная опасность, он бежит от нее как от огня, не задумываясь о возможной награде, которую мог бы получить в противостоянии этой опасности.

Но если глубже задуматься над сутью испытания, то мы поймем, что именно побег от  него считается победой, в то время как противостояние (там, где есть возможность убежать) считается в определенном смысле поражением, даже если человек в конечном результате не согрешит. Свобода выбора была дана нам только в вопросе, будет мы бояться Г-спода или нет, как это видно из слов Торы (Дварим, 10:12): «И ныне, Израиль, что Г-сподь, Б-г твой, спрашивает с тебя? Только бояться Господа, Б-га твоего…». И в этом основное испытание человека – насколько он проявит свою Б-гобоязненность при встрече с грехом. Выходит, если, увидев какую-то вероятность согрешить, человек убежал от греха, то он устоял в этом испытании и тем самым «выиграл битву» с йецером. Тот же, кто не опасается греха и входит с ним в конфронтацию, уже этим самым в определенном смысле проигрывает битву, поскольку показывает, что его страх перед грехом невелик.

И этот принцип мы видим в словах Рабейну Йоны. В книге «Шаарей Тшува» он приводит слова мудрецов о том, что постановления мудрецов более любимы, нежели законы Торы. Рабейну Йона удивляется, каким образом можно понять это утверждение, ведь постановления мудрецов – лишь ограда, должная защитить еврея от греха. Отвечает Рабейну Йона так: «Знай, что Б-гобоязненность является основой всех заповедей, как сказано “И ныне, Израиль, что Г-сподь, Б-г твой, спрашивает с тебя? Только боятся Г-спода, Б-га твоего”, и этим возжелает Г-сподь свои создания, как сказано: “желает Г-сподь Б-г трепещущих перед ним”. Постановления мудрецов и их ограды – основа на пути Б-гобоязненности, поскольку делают ограду, чтобы не дотронулась рука человека до запрета Торы... Увеличение осторожности и ограды и отдаление от запрета – основы страха, и тот, кто увеличивает осторожность, получит большую награду. И поэтому сказано, что любимы слова мудрецов больше, чем слова Торы, поскольку их ограды и постановление являются основой Б-гобоязненности. А заповедь о трепете перед Всевышним – ее награда велика, как будто выполняют множество заповедей, поскольку она – основа для всех заповедей».

http://www.beerot.ru/?p=9897