Обращают ли евреи внимание на сновидения?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

4232

Обращают ли евреи внимание на сновидения? Есть ли в иудаизме понятие «вещий сон», «трактовка сна»?

Инна, Смоленск


Уважаемая Инна!

Да, евреи, несомненно, обращают внимание на сновидения. Чтобы объяснить, в чем важность сновидений и почему евреи обращают на них внимание, разберемся, что такое сон вообще.

Думаю, что понятие «сон» можно определить следующими словами: «Cон – это состояние человека, при котором он, находясь “в забытьи”, видит и чувствует различные вещи, которые не происходят в реальности».

В состоянии сна человек не контактирует с внешним миром, поэтому во время сна всплывают его мысли и раздумья. В Талмуде (Брахот, 56б) приводится следующая история. Римский император сказал Шмуэлю, великому еврейскому мудрецу: «Говорят, что вы, евреи, мудры. Так скажи мне, какой сон я увижу этой ночью?» Осознавая большое влияние мыслей на сон, Шмуэль «нарисовал» императору странную и страшную «картину», будучи уверенным, что император будет целый день думать об этой «картине» и, в конце концов, увидит ее во сне. Поэтому он дал следующий ответ: «Ты увидишь, что персы возьмут тебя в плен и заставят пасти червяков с помощью золотой палки». Поскольку ситуация, которую описал Шмуэль, была очень гадка и странна для императора, он думал о ней весь день и, соответственно, увидел ее во сне.

Не только явные, но и скрытые, «потайные» мысли всплывают во время сна. Это те мысли, которые были в глубине сознания человека, и в которых он не отдавал себе отчета (психологи называют это подсознанием). В книге пророка Даниэля (2-ая часть) рассказано, что царь Навухаднецар видел во сне огромную сверкающую статую, вид которой был страшен. Разъясняя этот сон, Даниэль сказал (стих 29): «Твои, царь, размышления (имеются в виду “мысли сердца”) взошли на ложе твое». Т.е. тайная гордыня царя отразилась в его сне, и он увидел все будущие царства и себя — во главе их. Отсюда учат мудрецы Талмуда (Брахот, 55б): человек видит во сне лишь то, о чем размышляет в «сердце».

И в этом заключается одна из причин, по которой стоит обратить внимание на сны, ведь, анализируя сон, человек сможет лучше познать свой внутренний мир.

У сна есть дополнительный аспект: так как человек видит сон в состоянии, когда его тело функционирует минимально, душа оказывает большее влияние на его мысли, и во сне человека есть доля истины. И так говорят мудрецы (Брахот, 57б): «Сон содержит шестидесятую часть пророчества». Однако мудрецы сообщают нам, что сон исполняется в соответствии с тем, как его истолкует мудрец, и «неистолкованный» сон подобен посланию, которое не было прочитано, т.е. он не может повлиять на судьбу человека. Все это при условии, что толкование сна связано со сном, а не оторвано от него. Из слов Талмуда мы видим, что в прежние времена были люди, которые считались толкователями сна. Тосфот пишут, что для того, чтобы правильно толковать сон не достаточно мудрости, но необходим и особенный талант.

В наши дни нет людей, которые умели бы толковать сны, поэтому всякие сонники и всевозможные современные «толкователи снов» – это все шарлатанство, и тот, кто обращается к ним, тратит время впустую и занимает свою голову чушью. Уже в Талмуде приводится, что упомянутый выше Шмуэль, когда видел хороший сон, говорил: «Дай Б-г, он сбудется», а на плохой сон не обращал внимания, приводя слова пророка Захарьи (10:2): «А сны тщету сообщат».

Если человек все же ощущает беспокойство из-за того или иного сна, ему стоит совершить обряд под названием атават халом («обращение сна к добру»), описание которого приводится в Талмуде (там же), а также в Шульхан Арухе (Орах Хаим, 220, 1) и в молитвенниках. Есть еще возможность «обратить сон к добру»: произнести специальную молитву во время биркат коаним («благословение коэнов»). Текст этой молитвы также приводится в Талмуде, а еще в Шульхан Арухе (130 а) и молитвенниках. Однако большое правило – относиться к дурным снам так, как сказал пророк Захарья.

Из слов Талмуда (Брахот, 55б) видно, что страшный сон зачастую посылают человеку с Небес для того, чтобы он задумался о своей жизни, о том, насколько верен путь, которым он идет. Поэтому Талмуд утверждает, что именно праведникам посылают с Небес плохие сны, чтобы они смогли глубже задуматься о своем пути и еще больше приблизиться к Творцу.

Дополнительная функция сна заключается в том, что посредством его Творец обучает праведников глубоким тайнам Торы, поскольку именно в то время, когда материя спит, есть большая возможность постичь глубокие тайны мироздания. В предисловии к комментариям Виленского Гаона на «Сифра де-Цниута» пишет рав Хаим из Воложина, что у него нет никаких сомнений в том, что его учитель (Виленский Гаон) каждую ночь получал с Небес глубокие знания о Торе.

http://www.beerot.ru/?p=7535