Благословения Билама

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Каплан

1360

В вашем интереснейшем выпуске ежедневника за 28 июня в статье «Сила Торы и сила молитвы» из книги «Нетивот Шалом» цитируется Талмуд (Санедрин, 105): все благословения Билама (которые изначально были задуманы как проклятия) перевернулись назад в проклятия, кроме одного – “Как прекрасны шатры твои…”». Написано ли там (или где-нибудь еще), в какой момент (когда) произошел этот переворот, описаны ли обстоятельства, сопутствовавшие этому и т.п.? Могли бы вы вкратце в своем ответе об этом сказать? И еще: в главе есть два места, где Билам благословляет нас, в 23:9… и 24:3… . Обе ли эти «серии» благословений были перевернуты, или речь в Сангедрин идет только о 24:3…? Мне кажется, по 23:9-10 противоречивая ситуация. 23:9 благословение сбывается в том виде, в котором сказано, т.е. не перевернулось.

И, пользуясь случаем, хотел бы сказать «йешар коах». Вы делаете колоссальную работу – и по объему, и по полезности, и по интересности, и по другим показателям.. И удивительно и ценно, что вы все время улучшаетесь… очень добавили журналу в последнее время материалы по урокам рава Иссахара Франда, ну вот, и из книги «Нетивот Шалом»… Йешар коах! Пусть Всевышний, зная, что так оценивают вашу работу тысячи евреев, поддерживает этот проект все лучше и лучше, чтобы у вас (у всех участников) не болела голова ни о чем, кроме как о том, как сделать проект лучше…


Ваши предположения верны. Рабби Борух Эпштейн в своем комментарии на Тору «Тора тмима» (Глава Балак, 24, прим. 9) обсуждает этот вопрос. По его мнению (и это следует также из комментария МААРША на Талмуд), Рабби Аба бар Каана (Сангедрин 105б), который сказал, что все благословения Билама вернулись в проклятия кроме одного (домов молитвы и учения), имел в виду вторые благословения (гл 24), а не первые. Для того чтобы понять его мнение, рассмотрим его слова по порядку.

Смысл того, что Всевышний перевернул благословения Билама «назад» в проклятия, можно объяснить в соответствии с Мидрашим на главу Хаей Сара. Наша праматерь Ривка была бездетна до тех пор, пока молитвы Ицхака не были приняты. Причина этого была в том, что в доме Лавана она получила благословение на величайшее умножение. И поскольку не подобает, чтобы слова злодеев приносили плоды, Ривка была бездетна, пока за нее не помолился Ицхак. По той же причине негоже, чтобы благословения Билама сбылись, поэтому они все вернулись в проклятия, как это и было задумано. Но все это касается лишь тех благословений, которые были сказаны Биламом во второй раз (гл. 24). Потому что в первый раз (гл. 23) сказано: «И вложил Г-сподь слова в уста Билама», и нет опасности, что этот злодей будет хвалиться, что сбылось сказанное не им. А во второй раз Билам говорил самостоятельно, поэтому была необходимость перевернуть его благословения, кроме одного, касающегося домов молитвы и учения. На то есть своя причина: как написано в трактате Авода Зара (5а): «Если бы не было Торы – не могли бы существовать небеса и земля». Получается, что от существования Торы, домов молитвы и учения зависит существование мира. Поэтому совершенно необходимо, чтобы они продолжали существовать всегда.

Сейчас перейдем к Вашему первому вопросу. Все проклятия Билама постигли наш народ с течением времени. Их исполнение можно проследить в период заката царства Израиля. У нас не стало великих царей, мы потеряли царство, явное Б-жественное присутствие оставило нас с разрушением Храма. Вместо почитания народа Б-га мы стали предметом насмешек и издевательства для других народов. К сожалению, мы до сих пор находимся под этими проклятиями.

Да будет воля Всевышнего, чтобы вскорости пришел Машиах, и наступило окончательное освобождение!

С уважением,

Рав Шалом Каплан

http://www.beerot.ru/?p=21405