Уважаемый раввин!
Скоро день смерти нашей праматери Рахель. Не могли бы Вы рассказать про этот день?
В главе Ваишлах приводится, что когда Яаков со всей его семьей был по дороге в Бейт Эль, в месте, близком к городу Бейт Эль, умерла его жена Рахель во время родов. Родившегося сына отец назвал Биньямин. Тора рассказывает (Берешит, 35:20): «И поставил Яаков постамент над ее могилой, это могильный постамент Рахели до сего дня».
И действительно, вплоть до наших дней, благодаря непрерывной традиции, известно место захоронения праматери Рахель – недалеко от нынешнего Бейт-Лехема, на юге Иерусалима. Подтверждение этой традиции мы находим в мидраше «Ялкут Шимони» (162), который сообщает нам, что Биньямин родился 11-го Мархешвана. А поскольку в Торе приводится, что Рахель умерла при родах Биньямина, выходит, что в день рождения Биньямина умерла Рахель.
В комментарии на главу Ваехи (Берешит, 48:7) Раши приводит причину, по которой Яаков похоронил Рахель в дороге, а не в Маарат а-Махпела, где были захоронены все праотцы. Великий комментатор пишет, объясняя слова Яакова «А я.., когда я шел из Падана, умерла у меня Рахель…, и похоронил я ее там»: «Я похоронил ее там по слову Г-спода, чтобы она была в помощь своим сыновьям, когда Невузардан подвергнет их изгнанию. Когда будут проходить там, Рахель выйдет (встанет) у своей могилы и будет плакать и просить для них милосердия, как сказано: “Голос в Раме слышен...” (Ирмияу, 31:14). А Святой, благословен Он, отвечает ей: “есть воздаяние за твой труд – говорит Г-сподь, …и возвратятся сыны к пределам своим” (там же 16, 17)».
Почему же была воля Всевышнего, чтобы именно Рахель была захоронена по дороге в изгнание? В чем особая сила ее молитвы?
Ответ на этот вопрос мы находим в мидраше «Эйха Раба» («Птихот»). Там рассказывается, что во время изгнания обратился пророк Ирмияу к праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову с просьбой, чтобы они умоляли Творца смилостивиться над Его народом. Но на их молитву не было ответа. Он обратился к Моше с этой просьбой. Но и его молитва так же осталась без ответа. Тогда Рахель обратилась к Творцу с молитвой: «Владыка мира, известно Тебе, что Яаков, раб Твой, любил меня неизмеримой любовью и работал за меня у моего отца семь лет. А когда пришло время свадьбы, мой отец решил подменить меня моей сестрой. И мне от этого стало больно, когда узнала я замыслы моего отца. Я сообщила об этом моему мужу и передала ему знак, по которому он сможет различить между мной и моей сестрой, чтобы отец мой не смог подменить. Но после этого я передумала и решила перебороть мою любовь, поскольку мне было жалко сестру, она могла быть опозорена. Я открыла ей знак, который передала моему мужу. Более того, я забралась под кровать, на которой лежали мой муж и моя сестра, и я отвечала ему, чтобы он не распознал голос моей сестры. Он говорил с ней, а она молчала, я же отвечала на его слова».
Рахель продолжила: «И если я, кровь и плоть, прах и пепел, не ревновала к моей сестре и не опозорила ее, почему Ты, Царь Вечный, гневаешься из-за идолов, в которых нет ничего истинного? И Ты послал в изгнание народ Твой, и много бед они терпели».
Рассказывает мидраш: «Сразу же пробудилось милосердие Творца, и сказал Он: “Из-за твоей заслуги, Рахель, Я возвращаю евреев на их землю”. И так говорит пророк (Ирмияу, 31:14-16): “Так сказал Г-сподь: слышится голос в Раме, вопль (и) горькое рыдание – Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, ибо не стало их. Так сказал Г-сподь: удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез, ибо есть воздаянье за труд твой, – сказал Г-сподь, – возвратятся они из вражьей страны. И есть надежда будущности твоей, – сказал Г-сподь, – возвратятся сыны в пределы свои”».
В мишне (Сота, 8б) приводится, что Творец поступает с человеком по принципу «мера за меру». Поскольку Рахель смогла погасить в себе ту боль, которую причинила ей ее сестра, и сделать все, чтобы ее сестра не пострадала, Всевышний также простит детям Рахель их грехи, погасит пламя Своего гнева и вернет их на их землю.
Испокон веков наш народ обращается ко Всевышнему на могилах праведников. Калев бен Йефуне молился в Хевроне на могилах праотцев, чтобы Всевышний уберег его от замысла разведчиков. Однако нельзя забывать, что в молитве запрещено обращаться к праведнику. Нужно обращаться только ко Всевышнему (ради заслуг праведника)!
Особое место молитвы – это именно могила Рахели в силу того, что ее молитва о возвращении из изгнания была принята. Наиболее благоприятное время для молитв на могилах праведников это день их смерти – йорцайт.
Многие тысячи евреев посещают могилу Рахели в день ее смерти: просить у Всевышнего в заслугу праматери о горестях и нуждах.
Сказал Всевышний Рахели: «удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез». Великий глава ешивы Мир рав Хаим Шмулевич говорил: «Плачь, мама Рахель, плачь».