Песах — Когда запрещено квасное?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1923

Звук записал Александр Саликов.

По закону Торы, запрещено употреблять в пищу квасное, а также получать от него всякую пользу, начиная с полудня четырнадцатого Нисана (то есть, в день, предшествующий началу праздника Песах). Мудрецы запретили получать пользу от квасного за час до полудня, а употреблять его в пищу за два часа до полудня. [Полдень – это средняя точка между началом и концом дня. О том, что считается началом дня существует разногласие между законодателями. По одному из мнений, день начинается при появлении первых признаков рассвета, алот а-шахар, по другому – при появлении солнечного диска над горизонтом, нец а-хама. Поэтому, в еврейских календарях указано два варианта всех времен, связанных с употребление квасного. В вопросах, связанных с запретом квасного, принято следовать более строгому мнению, то есть, заканчивать употребление квасного в более раннее время, из тех, что указаны в календаре.]

По некоторым мнениям, запрет есть квасное за шесть часов до наступления праздника Песах Талмуд выводит из стиха (Дварим, 16:3) «не ешь его с квасным». Речь идет о пасхальной жертве, которую можно приносить с полудня четырнадцатого Нисана. Мудрецам было известно, что из этого стиха выводится запрет на употребление квасного с момента, когда разрешается принести пасхальную жертву. И также как с этого момента запрещено употреблять квасное в пищу, запрещается получать от него какую-либо пользу. Но наказание «карет» за поедание квасного полагается только тому, кто съедает его в сам праздник (то есть, после наступления ночи с четырнадцатого на пятнадцатое Нисана).

По другим мнениям, запрет на квасное вытекает из повелительной заповеди (Шмот, 12:15): «устраните квасное из домов ваших». В любом случае, запрет Торы на употребление квасного начинается за шесть часов до начала самого праздника Песах, и включает также квасное, принадлежащее нееврею.

Запрет получать пользу от квасного включает в себя запрет продавать его нееврею. Поэтому крайний срок продажи хамеца – это за час до полудня. В это время его уже нельзя есть, но еще можно пользоваться им и получать от него пользу.

Что касается запрета на владение квасным, то по многим мнениям он распространяется только на сам праздник Песах, а в течение шести часов до его наступления, такого запрета еще нет. И это можно понять из того, что написано (Шмот 12:19): «Семь дней квасное не должно находиться в домах ваших». И написано (Дварим 16:4): «И да не видно будет у тебя квасного во всех пределах твоих семь дней». Написано «семь дней», то есть, эти запреты действуют только во время самого праздника. Тем не менее, тот, кто оставляет дома квасное после полудня, несомненно в каждый момент времени нарушает повелительную заповедь (Шмот, 12:15) «устраните квасное из домов ваших», как объясняется в Талмуде.

Сжигать хамец принято утром четырнадцатого Нисана, после того, как наступает запрет его есть, то есть, после окончания первой трети дня. Но можно начать сжигать его и раньше. Если же день, предшествующий празднику Песах, – это Шаббат, то весь хамец, который не нужен для субботних трапез, надо уничтожить в пятницу в то же самое время, что его обычно сжигают в день перед праздником Песах.

(По Шулхан Арух, «Орах Хаим», 443:1 и «Мишна Брура», 443:1-2)


http://www.beerot.ru/?p=12262