Не сомневаюсь, что многие, читающие эти строки, хотят удостоиться будущего мира или, проще говоря, «попасть в рай». Говорят наши мудрецы, что весь наш мир – всего лишь прихожая перед миром грядущим. Здесь наша задача исправить себя, подготовив для истинной жизни в будущем мире, в мире вечном, созданным Творцом для наслаждений. И это – основная наша работа в этом мире.
В связи с этим вызывает недоумение простой рецепт, гарантирующий место в будущем мире, приведенный нашими мудрецами в трактате Брахот (4б, 9б): «Сказал раби Йоханан: “Кто достоин [дословно – является сыном] будущего мира? Тот, кто присоединяет избавление к вечерней молитве”». Речь идет о том, что нельзя прерываться между благословениями после «Шма» и молитвой «Амида».
Вот и весь секрет! Оказывается, достаточно строго соблюдать это несложное правило и рай вам гарантирован! А как же 613 заповедей и постановления наших великих мудрецов? Ведь умышленно не соблюдая хотя бы одну заповедь, человек считается вероотступником и ни о каком будущем мире речи идти не может. Все это требует детального анализа.
Этот вопрос задают ученики рабейну Йоны (автора книги «Шаарей Тшува»): «Разве из-за того, что человек присоединяет избавление к молитве, есть у него такая великая награда, что удостоится будущего мира?» Ученики приводят ответ своего великого учителя, который мы детально рассмотрим.
Объясняет рабейну Йона, что дело здесь не в механическом действии, а в важном принципе, живя по которому, человек удостоится будущего мира. Всевышний вывел нас из египетского рабства не ради того, чтобы мы стали свободными людьми в обычном понимании термина «свобода», а ради того, чтобы мы стали служить Ему, как сказано в Торе (Ваикра 25:42): «Ибо Мои рабы они, которых Я вывел из земли египетской». Говоря после «Шма»: «Благословен Ты, Г-сподь, избавивший [народ] Израиля», – мы подчеркиваем нашу благодарность Творцу за милость, которую он совершил нам. То есть мы радуемся тому, что стали служить Всевышнему.
Но, быть может, мы радуемся лучшему из двух зол (не дай Б-г!): все-таки лучше служить Всевышнему, чем фараону. А еще лучше было бы оказаться совсем свободным от каких-либо обязательств! Принцип «присоединения избавления к молитве» как раз и опровергает этот подход. Мы радуемся именно тому, что мы стали служить Всевышнему, а не просто освободились из под египетского гнета. Как же эта идея вытекает из рассматриваемого нами принципа?
Талмуд (Бава Кама, 92б) приводит, что служение – это молитва. Позволю себе высказать мысль, подчеркивающую эту идею. Обычно служение кому-либо означает подчинение физических сил своему господину, а что происходит в мыслях у раба по отношению к его господину и выполняемому действию, нам, собственно, не так важно. В молитве же мы подчиняемся Творцу не только физически, но и мысленно.
Есть в Талмуде (Йевамот, 45б) правило, согласно которому, если еврей покупает раба у нееврея, – такой раб должен окунуться в микву. Если в этот момент раб произнесет, что окунается ради того, чтобы стать свободным, то он действительно свободен и от старого хозяина, и от нового. Для того чтобы этого не произошло, в момент окунания раб должен выполнять какую-либо работу для своего нового хозяина – это гарантирует, что он останется рабом, и покупатель не потеряет свои деньги.
В Египте геула (избавление) началась ночью и достигла своей кульминации утром. Этот момент рабейну Йона сравнивает с окунанием раба в микву при переходе от нееврейского господина еврейскому. Именно поэтому Всевышний дал евреям в этот момент заповедь принесения пасхальной жертвы – ведь, как мы сказали выше, необходимо, чтобы в момент окунания в микву раб делал какую-нибудь работу для своего нового господина.
И теперь мы можем объяснить, что кроется в идее «присоединения избавления к молитве». Если мы не делаем перерыва, а сразу же переходим к молитве, то мы как бы уподобляемся тому рабу, которого приобретает еврей у нееврея. В момент «окунания в микву» (сразу после освобождения) мы делаем работу (как было объяснено выше, работа и есть молитва) для того, чтобы стать рабом нашего нового хозяина, а не дай Б-г не стать свободными от каких-либо обязательств людьми.
Так вот человек, который искренне рад служить Всевышнему, который гордится тем, что он – еврей и что на него возложена почетная обязанность служить Творцу мира, – такой человек, несомненно, удостоится будущего мира!
С помощью этой идеи автор книги «Магид Таалума» объясняет, почему за неисполнение двух повелительных заповедей – обрезания и приношения пасхальной жертвы человек наказывается одним из самых строгих наказаний – каретом (отсечением души). Это единственные две повелительные заповеди, неисполнение которых карается так строго, в остальных случаях отсечением души человек наказывается только за нарушение заповедей Торы особой важности.
Объясняет «Магид Таалума», что поскольку эти две заповеди исполнялись именно во время выхода из Египта (все мужчины в эту ночь сделали себе обрезание – ведь только обрезанный мог принести пасхальную жертву), и посредством их исполнения евреи стали рабами Творца, а не «свободными» людьми. Получается, что человек, не исполняющий эти заповеди, походит на раба, который в момент погружения в микву заявляет: «Я – свободный человек!». Такой человек хочет быть свободным от каких-либо обязательств перед Творцом, а потому он сам отсекает себя от Источника и получает соответствующее наказание – отсечение души.
Те же, кто искренне рад бремени служения Творцу и живут в соответствии с этим имеют все шансы удостоиться будущего мира!