О воспитании в еврейской традиции — Глава 7 — Песах и воспитание детей

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

2183

ПЕСАХ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Исход из Египта создал народ Израиля. До этого мы были народом рабов, подчиненных фараону. Еще до выхода из Египта сказал Б-г: вы должны знать, что все чудеса, происходившие в Египте, совершались для сыновей, их сыновей исыновей их сыновей. Вот как объясняется это в Торе: «Ради того, чтобы представить Мне (вам) эти Мои знамения… и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну твоего сына, как Я издевался над Египтом…» (Шмот, 10:1,2). Все, что мы видели, без исключения, велено нам передавать дальше нашим детям. Поэтому существует тесная связь между воспитанием детей и праздником Песах. Этот праздник, и в особенности пасхальный седер, – праздник воспитания. К нему относятся первые заповеди, данные народу Израиля (пасхальная жертва, маца и марор – горькая зелень). Также и заповедь брит-милы – обрезания – тесным образом связана с Песахом, так как многие из сыновей Израиля не были обрезаны в Египте. И об этом сказано (Йехезкель, 16:7): «А ты нага…». Когда Б-г пришел избавить нас, евреи были «наги» – не было у них «одежды», то есть заповедей, и поэтому Всевышний дал им их и также приказал им сделать обрезание: необрезанный не мог есть пасхальную жертву.

Кроме самих по себе этих заповедей, сразу был указан способ их исполнения.

Расторопность в исполнении заповеди

Слова Торы «И храните мацот» мудрецы объясняют так (Мидраш Мехильта к книге Шмот, 12:17): «Читай не мацот, амицвот (заповеди)[1]». Разумеется, своим объяснением мудрецы собирались не исправить слова Торы, а только объяснить их иным способом, отличным от прямого понимания, и извлечь из этого что-то новое. «Читай не мацот, амицвот – если тебе представилась возможность исполнить заповедь, не упусти ее!»[2] Подобно тому, как (тесто для) мацы оберегают, чтобы оно не скисло, так и все заповеди мы должны хранить, чтобы они не «скисли». Мы должны быть расторопными при их исполнении и не откладывать на завтра!

На первый взгляд непонятно: какая связь между сохранением мацы и заповедями?

Какое отношение имеет «скисание» к заповедям? Перед Песахом мы пытаемся уничтожить весь хамец[3]. Это нелегкая работа но труднее всего удалить его из сердца. Хамец символизирует дурное начало; при его уничтожении мы произносим следующие слова: «Как мы уничтожили хамец (из теста), точно так да удостоимся мы уничтожить хамец и в сердце» – наше дурное начало. Гемара (Брахот, 17а) приводит красивую молитву, составленную одним из амораим[4] и произносимую в конце Шмона эсрэв месте, где мы говорим: «Б-г мой, убереги язык мой от зла…». Вот слова из нее: «Властелин мира! Открыто и известно Тебе, что наше желание – выполнять Твою волю! Что же этому препятствует? Закваска в тесте и власть над нами чужих народов!» Внешнее препятствие – это власть народов, но есть и внутреннее – «закваска в тесте» (дурные побуждения нашего сердца заставляют нас «прокиснуть», как объясняет Раши). Почему дурное начало названо «закваской», которая является самой твердой частью теста?

Ответ на это мы получим, если посмотрим, как заквашивается тесто. В воздухе постоянно находятся крошечные, как бактерии, грибки, которые проникают в тесто, обеспечивающее им питательную среду для размножения, и с этого начинается закисание. Нет никакой необходимости в особых действиях; все происходит само по себе. Добавление дрожжей, разумеется, усиливает процесс, но он идет и без этого. Очень важно, что процесс закисания идет только тогда, когда тесто оставляют на некоторое время без какой-либо обработки. И наоборот: пока мы месим тесто, оно не заквашивается, даже если это будет продолжаться сутки.

Так и с дурным началом. Пока человек служит своему Творцу, оно не может действовать, но когда он пребывает в бездействии, им овладевают дурные помыслы. Дурное побуждение находит в нем место для своего развития, как грибки, которые заквашивают тесто. Нет никакой необходимости специально вносить в себя дурное побуждение.

Даже злодей фараон знал тот принцип, что человек, оставшийся без дела, подвержен влиянию разных мыслей. Когда Моше пришел к фараону просить, чтобы он отпустил евреев, фараон ответил (Шмот, 5:9): «Пусть отягощает этих людей работа, чтобы они были заняты ею и не увлекались пустыми речами». Фараон понял: евреи думают о свободе это знак, что они сидят без дела. Мысли об освобождении (которые он считал «пустыми») развиваются только при «ничегонеделании».

Это – катастрофа многих в нашем поколении. Многие среди взрослых и подростков не используют правильно свое свободное время, и это создает питательную среду для того, чтобы дурное побуждение развивалось и «заквашивало тесто». Значительный вклад в это вносит «прогресс». Комфорт и роскошь в наше время беспрецедентны. Хозяйка оснащена самым лучшими бытовыми приборами. Легким нажатием кнопки она моет посуду и сушит белье – действия, на которые в прошлом уходило много времени; сегодня же время такой работы постоянно сокращается, а свободное время – растет. В такой ситуации дурное побуждение находит почву для роста. Безделье развивает и взращивает дурное побуждение.

Поэтому Тора повелела нам исполнять заповеди пасхальной жертвы, мацы, марора уже при исходе из Египта. И тогда, одновременно с повелением относительно данных заповедей, были даны указания, каким образом исполнять их: «и храните мацот» — чтобы они не заквасились! Каким образом? Мы торопимся испечь их и находимся в состоянии активной деятельности.

По этой причине исход из Египта стал также тем источником, из которого мы учим важные вещи обо всех заповедях. В начале своей миссии Моше спросил Всевышнего: «За какие заслуги сыновья Израиля выйдут из Египта?» Всевышний ответил ему: «…вот тебе знак, что Я послал тебя: когда выведешь этот народ из Египта, они будут служить Б-гу на этой горе» (Шмот, 3:12) Это и есть заслуга! Условием было: «Будут служить Б-гу». Это и есть цель! Быть не своевольным народом, а рабами Всевышнего, то есть служителями Его.

Поэтому немедленно по выходе из Египта мы получили важный урок: есть пасхальную жертву вместе с мацой и марором до полуночи – выполнять заповеди с расторопностью. Если не спешить можно упустить их! Не откладывать ее на завтра, потому что тогда заповедь «скисает»! Поэтому, как только человек думает сделать что-то хорошее, он должен делать и не ждать! Ведь если не поторопиться – грибки проникают и «заквашивают»!

Расторопность в исполнении заповедей – это первый урок, который преподает нам исход из Египта.

Осторожность даже в ничтожно малом

Второй урок, который мы должны выучить из заповедей Песаха, – это осторожность. Как известно, мы остерегаемся даже одной крошки хамеца. Что касается запрета смеси мясного и молочного, если молоко пролилось (непреднамеренно) в кастрюлю с мясом в количестве меньшем, чем одна шестидесятая объема содержимого кастрюли, молоко не «дает вкус» (т.е. вкус его не ощущается), и мясо разрешается есть.

Не так с хамецом. Он запрещен даже в ничтожно малом количестве по следующим причинам: а) в течение всего года человек привычен к хамецу(Псахим, 29б и Раши там) и б) хамец символизирует дурное начало, и поэтому даже ничтожное количество его запрещено.

Известны слова мудрецов (Алших ã-кадош, Шмот, 12:19) о том,что разница в написании слов хамец и маца – крошечная черточка, отличающая букву ה от буквы ח (חמץ и מצה ). Это – тот урок, который выучили сыны Израиля при выходе из Египта: насколько нужно быть осторожным даже с «ничтожным количеством» дурного начала. Канун Песаха – это подходящее и благоприятное время для искоренения всех источников зла, таких, как злословие, гнев, ненависть и т. п., ведь если мы не уничтожим эти источники зла, возможны страшные последствия. Гораздо легче вырвать «крошечный росток» прежде, чем он, не дай Б-г, вырастет и укоренится.

Индивидуальный подход в воспитании

Ночь седера Песах – это ночь воспитания, во время которой мы передаем нашим детям основы веры, полученные при исходе из Египта. В главе Бо, которая была сказана [Всевышним] Моше-рабейну до исхода евреев из Египта и в которой говорится о нем, упоминаются три сына из агады. Далее там детально объясняется, как нужно отвечать трем из четырех сыновей. История исхода из Египта – это наш фундамент. Из года в год вот уже на протяжении трех тысяч лет мы, еврейский народ – отец с детьми, дед с внуками – сидим в эту ночь за столом и рассказываем о том, что произошло в Египте.

Это и есть цепочка передачи со времени исхода из Египта и до наших дней. В этой монолитной «стене традиции» нет ни одной трещины!

Первый сын, с которого начинает Тора, – это сын-злодей (Шмот, 12:26). «Что это у вас за служение?» – говорит он, и мы сразу обращаем внимание на отличие между ним и другими сыновьями. Обо всех сыновьях сказано: «И будет, когда спросит тебя» (там, 13:14), или «Когда спросит тебя твой сын» (Дварим, 6:20), а сын-злодей говорит. Что же ему ответить? «И скажете: это – пасхальная жертва Г-споду, Который миновал дома сынов Израиля в Египте, карая египтян, а наши дома спас» (там, 12:27). Так как он не желает ответа, мы платим ему той же монетой – теми же словами, с которыми он обратился к нам: «И скажете»!

И далее там сказано: «И поклонился народ, и распростерся ниц». Раши объясняет, что они благодарили Всевышнего за весть о земле Израиля и о тех сыновьях. Комментаторы спрашивают: разве за весть о сыне-злодее нужно кланяться и благодарить Всевышнего? Ответ: да, нужно! Даже за сына-злодея нужно благодарить! Он, злодей, – один из наших сыновей, сидящих с нами за пасхальным столом, и о нем тоже нужно заботиться! Каждый сын – это драгоценность, которая доверена родителям, каким бы он ни был! Поэтому на родителей возложена огромная ответственность. (Говорит агада): «О четырех сыновьях говорила Тора»; каждый из сыновей – единственный, он и важен сам по себе. Каждого следуетвоспитывать соответственно тому, каков он есть. Это – дополнительный великий урок, который мы извлекаем, проводя седер Песах.

Нужно помнить вместе с тем, что воспитание начинается не на седере; но когда все располагаются за пасхальным столом, после всех нелегких приготовлений, родители сидят за этим столом со спокойной душой, разум их более свободен, и тогда им легче отдать все свое внимание детям. И хотя часто вместе с ними присутствуют разные члены семьи и гости, основная задача родителей – уделять основное внимание детям.

О самых маленьких детях должна заботиться мама. «А тот, кто не умеет спрашивать, – ты (את обращение к женщине) открой ему»; את, а не אתה «ты» (как обращаются к мужчине).

Чтобы у ребенка возникли вопросы, нужно отодвинуть в сторону пасхальное блюдо. Также и другие действия – окунание овощей, раздача орешков и т. п. – выходят за пределы обычного; они предназначены для того, чтобы ребенок заметил изменения и у него появились вопросы. Нет недостатка в рассказах и мидрашах, подходящих даже для детского понимания.

Постоянный контроль

Как уже было сказано, воспитание не начинается во время седера. Даже в напряженные дни перед Песахом на нас лежит задача воспитывать. Нужно знать, чем занять детей в это время. Нельзя отправлять их на улицу. Любая вещь, о которой не заботятся, не контролируют ее, – упущена! Ребенок должен чувствовать (и нуждается в этом), что глаза родителей сопровождают каждый его шаг, и тогда даже на улице он будет знать, что все, что он делает, под контролем, и будет вести себя хорошо. Одновременно мы должны внедрить в его сознание, что Всевышний знает, видит и слышит все, и днем, и ночью.

Также важно знать, что в дни каникул ребенку нужно давать отдыхать. Отдыхать–это не только сидеть в удобном кресле; нужно дать ему немного развлечься. Бывает, что родители жалуются, что их сын, известный в своей ешиве как усердный и старательный, приезжая на каникулы домой, вообще не открывает книгу, и нужно понимать, что за этим стоит его желание сменить привычный ритм жизни. Мы не должны пугаться этого, хотя, конечно, нужно заботиться и о том, чтобы у него не проходил целый день без изучения Торы, чтобы у него не было абсолютного отрыва от учебы.

Самое лучшее – чтобы отец уделил время для совместной учебы, а если это невозможно, нужно постараться привлечь кого-то из родственников и т. п.; даже если потребуются денежные затраты, нужно пойти на это из-за великой важности учебы и считать эти затраты частью расходов на праздник. Самого ребенка нужно побуждать учиться с помощью призов. Нужно попросить его, чтобы он записывал каждый день, сколько выучил, дать ему понять, что на него полагаются и доверяют ему. Он будет рад этому.

Когда дети участвуют в подготовке к празднику, мы должны давать им конкретные задания, чтобы не усложнять им задачу; при этом лучше дать несколько маленьких заданий, чем одно большое. Когда ребенок выполнит порученное, нужно похвалить его – это подбадривает и стимулирует к выполнению следующих заданий.

По правде говоря, каждый из нас нуждается в поддержке и одобрении. Даже когда задание исполнено не совсем хорошо, мы не должны раздражаться; нужно поддерживать в доме хорошую атмосферу. Раздражение огорчает ребенка – он чувствует себя ни на что не способным.

Запастись терпением

Дни, предшествующие Песаху, обычно очень напряженные. Одно из испытаний этих дней – воздерживаться от гнева. Гнев – страшный грех! Известны слова мудрецов: «Каждый, кто гневается, как будто служит идолам» (Зоар, Берешит, 27б). Это из-за того, что гневающийся ощущает себя преисполненным собственной значимости. (Он будто говорит: «Почему ты не сделал того, что я тебе сказал?», с ударением на «я»). Стих Писания «Ранящий свою душу гневом своим» (Иов, 18:4) Аризаль объясняет так: гневающийся ранит свою душу – и тогда нешамаего (высшая часть души) исчезает и оставляет его. Пока нешама находится в человеке, дух нечистоты не может пребывать в нем, но как только она покидает человека, им овладевает дух нечистоты силы зла получают власть над ним. Поэтому гнев – это качество в высшей степени отрицательное. Тора требует от нас уберегать себя от гнева, и особенно в периоды повышенной раздражительности и склонности к нему.

Тот, кто заявляет: «Что я могу сделать? Такова уж моя природа…» – ошибается! Каждый человек в состоянии владеть собой. Один мой знакомый, имеющий свой бизнес, рассказал мне, что раздражение и гнев преследуют его на работе, будто являются неотъемлемой частью ее. Принимая во внимание его повышенное давление, врач категорически запретил ему гневаться. «Поддаваясь гневу, – предостерег он, – вы ставите под угрозу свою жизнь!» Тот человек принял эти слова с величайшей серьезностью; он сказал себе: «Все от Всевышнего! Ничего страшного, если я даже потеряю ту или иную сумму… Здоровье важнее!» Таким образом, мы видим, что исправление душевных качеств зависит от желания человека.

Однако запрет гневаться существует из-за необходимости оберегать даже не столько свое физическое здоровье, сколько духовное. Не стоит допускать из-за гнева столь большого ущерба в духовной сфере – точно так же, как не стоит раздражаться (и тратить свое здоровье) из-за порванного шнурка. Любое проявление гнева и раздражения обходятся дороже, чем любой предмет в доме, который разбил ребенок.

Еще одна причина сдерживать гнев состоит в том, что, даже сердясь, мы не достигнем желаемого. Когда ребенок видит нас в момент гнева, это не производит на него хорошего впечатления; он убеждается в том, что его родители не умеют владеть собой. И наоборот: когда ребенок убеждается в нашей способности владеть собой и обуздывать свой гнев, наш авторитет в его глазах растет. «Весь мир держится на обуздании – на том, кто сдерживает себя в момент ссоры» (Хулин, 69а). И неважно, о чем идет речь, – об отношениях между родителями и детьми или между самими родителями.

Есть хороший и полезный совет для человека, склонного к гневу: переждать, хотя бы немного, приступ гнева, пока волна его схлынет и сила ослабнет.

Даже тогда, когда мы наказываем детей физически, нужно делать это не в гневе; охваченному гневом нельзя делать этого. Об одном из великих мудрецов рассказывают, что онперед тем, как наказывать своих детей, всегда надевал особую одежду. Пока он ее надевал, гнев проходил, и он бил детей уже не в гневе, а то и вообще отменял наказание.

Поэтому нам необходимо как следует подготовиться к этим дням (перед Песахом) в отношении воспитания детей. И не только в это время, но и во всякой напряженной ситуации, чреватой вспышкой гнева. Мудрецы объясняют, что когда в канун субботы человек говорит своим домочадцам: «Маасер отделен? Эрув[5]сделан? Зажгите свечи!» (см. мишну Шабат, 2:7), он должен произнести это спокойно, – так, чтобы к нему прислушались. Отсюда важное правило: если мы хотим, чтобы наши слова были приняты, мы ни в коем случае не должны говорить в момент гнева или сильного волнения, а только спокойно. Такова основная стратегия в воспитании.

Но самое важное в воспитании детей, это, разумеется, личный пример. Как было сказано выше, когда ребенок знает, , что родители умеют владеть собой, он тоже учится этому. Самое сильное влияние на воспитание детей оказывает именно наше поведение!

Довольствоваться малым

Здесь нужно напомнить: мы живем во времена «роскоши» (в сравнении с прежними поколениями). С одной стороны, мы слышим отчаянные сетования на недостаток заработка и средств к существованию, а с другой – постоянно открываются разные новые магазины и торговые точки… Намследует противодействовать тенденции привыкания к излишествам.

Нужно довольствоваться малым. Подарки детям не должны быть чрезмерными. Стремление обходиться малым должно сопровождать их; таковы пути Торы. Мы не должны следовать новым веяниям и стараться «быть современными». Нужно мягко объяснять детям, что не все, что есть у других, обязательно должно быть у нас. Но дети воспримут все это только при условии, что и родители довольствуются малым. Невозможно, чтобы родители подавали пример, обратный тому, в чем хотят воспитать своих детей. Будем же воспитывать наших детей так, чтобы они знали, что наш дом – это дом Торы и служения Всевышнему, – во всем!

  1. Два этих слова на святом языке записываются одними и теми же буквами. Для понимания текста по прямому смыслу следует читать его мацот, а для толкования, то есть выхода на иной смысловой уровень, следует читать мицвот.
  2. Мудрецы сказали там аль тахмицена – буквально «не дай ей скиснуть». Будь расторопен при исполнении заповедей, как при изготовлении мацы!Точно так же, как нужно оберегать от скисания тесто, сделанное для выпечки мацы, нужно стараться не упустить возможность исполнить всякую заповедь.
  3. Хамец – закисшее, поднявшееся (даже в самой начальной стадии этого процесса) тесто и изделия из него.
  4. Амораим – мудрецы эпохи Талмуда.
  5. Маасер: имеется в виду заповедь отделения возношений и десятин от плодов земли Израиля. Эрув: установление мудрецов о том, что должно быть сделано, чтобы разрешить переноску вещей между владениями в субботу.

http://www.beerot.ru/?p=9933