Песах — Магид – Рассказ о выходе из Египта (продолжение)

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1364

Одна из заповедей первой ночи праздника Песах – это рассказать о выходе из Египта. Это нужно делать, следуя традиционному тексту пасхальной Агады. При этом заповедь выполняется, когда рассказчик, и те, кому он рассказывает, понимают, о чем идет речь, и узнают о чудесах, которые Всевышний сделал для еврейского народа в Египте.

 Сын должен задать своему отцу четыре вопроса. А тому, у кого сына нет, или он по какой-то причине не может задавать вопросы, вопросы задает жена, или кто-то из присутствующих. А тот, кто делает седер в одиночку, должен сам себе задать эти вопросы. По закону, если вопросы уже были озвучены кем-то из присутствующих, нет надобности их повторять. Тем не менее, принято, чтобы рассказчик повторил вопросы.

После этого читают Агаду. Ее не следует читать облокотившись. Наоборот, во время чтения Агады следует проявить почтение и трепет перед Творцом. Нельзя прерываться во время чтения Агады на посторонние вещи. Но задавать вопросы, и обсуждать то, что в ней написано – это неотъемлемая часть заповеди!

Хорошо, если каждый из присутствующих на седере самостоятельно произнесет все слова Агады, а не только услышит их от рассказчика. Но тот, кто этого не сделал, а удовольствовался лишь тем, что услышал слова Агады от человека, ведущего седер, тоже выполнил заповедь. Рав Шломо Залман Ойербах пишет, что тот, кто привел своего сына в место, где он услышал рассказ о выходе из Египта, тем самым выполнил заповедь, и не обязан рассказывать ему сам. [Типичным примером этому служат многие религиозные семьи, где женатые дети приходят на седер к своим родителям. Их детям достаточно послушать рассказ дедушки, чтобы те выполнили заповедь.]

Когда рассказ доходит до «кровь, пламя и столбы дыма», принято отливать немного вина из бокала. Отливают также при перечислении десяти казней, и при чтении их «знаков» дацах, адаш, баахаб. Рамо пишет, что в соответствии с каббалой, следует прыснуть вино именно шестнадцать раз, и именно указательным пальцем. Но есть также традиции выпрыскивать вино средним пальцем или мизинцем. У сефардских евреев принято отливать вино из бокала, а не выпрыскивать его пальцем. Вылитое вино принято выбрасывать. Поэтому не следует отливать или выпрыскивать слишком много вина, чтобы избежать запрет на бессмысленное уничтожение вещей (баль ташхит). Кроме того, если вино произведено в Израиле, необходимо убедиться, что оно не было сделано в год шмиты. Ведь продукты, на которых лежит святость седьмого года, нельзя выбрасывать если они пригодны для еды! В следующем, 5776 (2016) году, когда будет продаваться вино, произведенное в год шмиты, этот закон будет очень актуален.

(По «Шаарей Ямей а-Песах» 7:5:24-27, рав Йеуда Чезнер)


http://www.beerot.ru/?p=13107