- Если канун Песаха приходится на Шаббат, то пост первенцев переносится на четверг (йом хамиши) (Шулхан арух 470:2, Рамо). Смотрите также подробный ответ на эту тему.
- Поиски хамца проводят вечером в четверг (Шулхан арух 444:1). Перед проверкой благословляют, а после нее делают битуль хамец — произносят декларацию отказа от хамца, так же как в обычные годы (Мишна брура 1) – отказываясь и делая бесхозным ненайденный хамец (см. внимательно формулировку битуль хамец после проверки).
- В пятницу осуществляют продажу хамца, принято делать ее в то же время, как в обычные годы (см. материал о продаже хамца). До начала шестого временного часа в это же время сжигают хамец, найденный при проверке (Шулхан арух 444:2, Мишна брура 9). После сжигания не делают битуль – не произносят декларацию отказа от хамца, поскольку еще оставляют его на Шаббат для трапез (Мишна брура 10), хотя по букве закона это можно делать до начала Шаббата.
- В пятницу подготавливают все необходимое для пасхального седера, так как готовить в Шаббат запрещено. Но варят для праздничной трапезы после исхода Шаббата, как в другие праздники, сделав короткую авдалу: «Благословен отделяющий святое от святого».
- В Шаббат разрешено есть хамец лишь до конца четвертого временного часа. Но принято не варить для трапез этого Шаббата ничего с хамцом!, ни для вечерней трапезы, ни для утренней. Некоторые делят утреннюю трапезу на две, чтобы получилось три трапезы с хлебом. (Мишна брура 444:8). После первой половины читают Биркат а-мазон, делают короткий перерыв, (принято сделать небольшую прогулку), омывают руки и сразу начинают третью трапезу, чтобы закончить есть хамец и другие продукты, не кошерные на Песах до времени, когда вступает в силу запрет есть хамец (в этом году последний срок – 10:40 по иерусалимскому времени). (В частности, не принято есть и китниет в тех общинах, в которых их не едят в Песах, но их можно оставить дома, в том месте, где хранят не пасхальную посуду). Однако убрав все остатки хамца и хорошо прополоскав рот и помыв руки от остатков хамца, можно продолжить трапезу с продуктами, кошерными на Песах (кроме мацы!).
Сразу после окончания еды хамца крошки и кусочки хлеба, и любые другие остатки хамца, выбрасывают в унитаз и спускают воду.
После того, как доели хамец, моют руки и тщательно полощут рот. Посуду обтирают, удаляя остатки хамца, и убирают. Но лучше всего пользоваться в таком случае одноразовой посудой и скатертями.
Затем произносят декларацию отказа от хамца (Шулхан арух 444:6). Сделать это необходимо до конца пятого временного часа (т.е. до 11:43 минут по иерусалимскому времени), как в любой канун Песаха – отказываясь от всего хамца в своем владении (Мишна брура 22).
- В послеполуденной трапезе Шаббата не едят ни хлеба (это запрещено из Торы), ни мацы (ведь мудрецы запретили есть мацу в канун Песаха). Основу этой трапезы составляют рыба и мясо, а также овощи и фрукты (Шулхан арух 444:1, Рамо). Можно есть также клецки из кашерной на Песах мацовой муки – кнейдлех, но тогда трапезу нужно завершить до десятого временного часа.
В любом случае в эту трапезу едят немного, не пресыщаясь, – чтобы во время пасхальной ночи есть мацу с большим аппетитом (Мишна брура 7-8).
- Нельзя в Шаббат заниматься подготовкой к празднику, поэтому нельзя в Шаббат расставлять стол и другую мебель для пасхального седера. Однако приводить в порядок помещение, чтобы дом не выглядел неряшливо, можно (Шулхан арух 467 Мишна брура 6). Также разрешено спать днем в Шаббат даже с намерением подготовить себя к пасхальной ночи, однако нельзя говорить, что «я иду спать, чтобы в бодром состоянии выполнить заповеди пасхальной ночи».
- После конца Шаббата отделяют святость Шаббата от святости праздника, произнося: «Благословен отделяющий святое от святого», и зажигают праздничные свечи.
- После исхода Шаббата, после Кидуша и перед благословением Шеэхеяну, проводят Авдалу. Смотрят на праздничные свечи и благословляют:
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка вселенной, сотворивший свет огня. Присутствующие отвечают «Амен». Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка вселенной, который разделяет между святым и будничным, светом и тьмой, народом Израиля и другими народами, седьмым днем и шестью днями работы. Ты отделил святость Субботы от святости праздника, и седьмой день Ты отделил от шести дней работы и освятил его. Ты отделил и освятил Свой народ, Израиль Своей святостью. Благословен Ты, Г-сподь, отделяющий святое от святого. Присутствующие отвечают «Амен». Затем произносят Шеэхеяну.
Кошерного и радостного праздника!