Книга Эстер с комментарием Виленского Гаона — 5

Дата: | Автор материала: Виленский гаон

2078
достаток, вино, змеиный яд

Основано на Комментарии Виленского Гаона

Глава 1

Стих 7

(ז) וְהַשְׁקוֹת בִּכְלֵי זָהָב וְכֵלִים מִכֵּלִים שׁוֹנִים וְיֵין מַלְכוּת רָב כְּיַד הַמֶּלֶךְ:

А напитки в золотых сосудах, и сосуды сосудам разнились, и многое царское вино, с царской щедростью.

Богатство не спасает от прожорливости

Гаон продолжает объяснять, каким образом описанный Мегилой царь Ахашверош намекает на дурное начало.

Почему вино на пиру Ахашвероша подавалось в золотых сосудах? Золото символизирует богатство, а вино — тягу к физическим наслаждениям. Можно было предположить, что, разбогатев, человек теряет влечение к обильной еде и избыточному питью. Мегила говорит нам, что это не так. Хоть у него и есть золотые сосуды, он продолжает объедаться и напиваться.

Расчетливость – удел праведников

«А напитки подавались в золотых сосудах, и сосуды сосудам разнились». Талмуд задает вопрос: в окончании фразы следовало использовать слово мешуним, почему вместо него использовано слово шоним, которое можно прочесть как «повторяют»? Рова отвечает на это: ’это слово намекает на тогдашние события. Когда Ахашверош приказал вынести сосуды Храма, чтобы вместе с гостями пользоваться ими, прозвучал голос с Небес и сказал им: «Ваши предшественники, Бельшацар и его окружение сгинули из-за того, что посмели пользоваться этими сосудами[1], а вы повторяете их поступок и тоже пользуетесь ими?![2]»

Тот факт, что Ахашверош повторил грех своего предшественника Бельшацара, намекает на то, что злодеи не учатся на ошибках и грехах других. Об этом сказано[3]: «не смотри на вино, хоть оно красно; тому, кто глядит на чашу, все пути хороши; потом, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид». Праведник отличается от злодея тем, что он заранее обдумывает результаты своих действий, стараясь взвесить их объективно. А тот, кто не продумывает свои поступки, и не учится на ошибках других, «последствия ее горьки, как полынь[4]».

Достаток как личное испытание

«И многое царское вино». Возникает вопрос: если речь идет о количестве вина, то надо было употребить слово «арбе» – «много». Почему же использовано слово рав – «большой, многий»? Сказал Рав: ’используя это слово, Мегила сообщает, что каждого из гостей напоили вином, бо́льшим по возрасту, чем он сам[5].

Как было объяснено раньше[6], «кожура предшествует плоду». То, что обладает второстепенной важностью, создается заранее для того, чтобы подготовить условия для появления того, что является конечной целью. В комментарии к первому стиху этой главы, автор написал, что появление Эйсава служило подготовкой к рождению Яакова. Эйсав играет второстепенную роль, он лишь инструмент, необходимый Яакову для самосовершенствования. Поэтому он создан первым. Яаков же олицетворяет цель творения, поэтому он появляется на свет после Эйсава.

В данной интерпретации мудрецов прослеживается тот же самый принцип. Вино, которое символизирует материальный достаток, предопределенный для каждого человека, появляется до того, как появляется сам человек[7]. Материальная обеспеченность может стать для человека смертельным духовным ядом, как сказано[8]: «яд змеиный — вино их». И сказано[9] «не смотри на вино, хоть оно красно; тому, кто глядит на чашу, все пути хороши; потом, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид».

В трактате Берахот[10] обсуждается значение сна, в котором человеку приснилось, что он пьет вино. «Для некоторых это хорошо, а для некоторых это плохо,» пишет Талмуд. Но, добавляют авторы Талмуда, «для мудрецов Торы это всегда хорошо». Отсюда становится понятно, что материальное достояние не обязательно ведет человека к духовной деградации и к греху. Все зависит от того, для чего используется богатство. Тот, кто использует его для выполнения заповедей, спасается от «змеиного яда[11]».

Подготовил Берл Набутовский


Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность издательству «Кеилат Москва» за предоставленную ей возможность пользоваться переводом текста трактата Мегила на русский язык.

В основу цитат из книги «Эвен Шлема» взят перевод издательства «Швут Ами».

  1. Бельшацар был сыном вавилонского царя Эвиля Меродаха и внуком Навуходоносора. В книге Даниэля (гл. 5) рассказывается, что он приказал вынести и использовать на пиру сосуды, которые Навуходоносор забрал из разрушенного им Храма. В наказание за это Бельшацар был убит в ту же ночь, и господство перешло от Вавилона к Персии и Мидии.
  2. Мегила 12а
  3. Мишлей 23:31-32
  4. Мишлей 5:4
  5. Мегила 12а
  6. Стих 1
  7. См. Нида 16б
  8. Дварим 32:33
  9. Мишлей 23:31-32
  10. 57
  11. В книге «Эвен шлема» (2:12) приводится: «Все наслаждения, которые человек получает в этом мире, в могиле превратятся для него в яд. Вожделеющие ткани подвергаются наказанию «избиением могилы». Там, каждая часть тела в отдельности подвергается суду за те наслаждения, которые она получила в этом мире не с целью выполнения заповеди. И приговор заключается в том, что эти части тела сжигают в змеином яде. Праведники также подвергаются наказанию «избиением могилы». Но тому праведнику, который, получая удовольствие, подразумевал делать это во имя Небес, удовольствие наоборот засчитывается как заповедь, а еда — как жертвоприношение.» (Прим. Р. Шмуэля Малцана)


http://www.beerot.ru/?p=45663