Влияние Амалека в наши дни — какая нам польза от изучающих Тору?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2492

Шаббат Захор – это Шаббат перед Пуримом, когда мы напоминаем себе о том, что нам сделал Амалек. В этот Шаббат читают паршат Захор, и есть заповедь из Торы прийти и послушать этот отрывок.

Есть причины того, что Амалек пришел и напал на стан Израиля. Назовем три из них.

Первая – то, что пишет Раши: наш народ засомневался, есть ли среди них Всевышний или нет, в то время как Он нес их на Себе, как ребенка. Вторая причина – то, что говорят наши мудрецы на основании понимания слова «Рефидим». С одной стороны, это название места, где происходили события, а, с другой стороны, это означает рафу ядаим – «ослабли руки» (народа Израиля в изучении Торы). Третья причина – буквы слова «Рефидим» составляют также слово перуд – разделение.

Таким образом, Амалек получил Свыше возможность прийти воевать с нашим народом в пустыне из-за трех причин: отсутствие веры среди нас, ослабление в занятии Торой и ослабление единства народа.

Мидраш приводит еще одну причину: Амалек пришел сводить счеты Эйсава и Яакова. Известно, что, на пути от Лавана обратно в Святую Землю, Яаков вернулся, чтобы забрать забытые «небольшие гончарные сосуды». Написано в Торе, что с ним воевал иш – человек, но из мидрашей и комментариев мы знаем, что на самом деле это был ангел-хранитель Эйсава. Он не смог победить Яакова, только коснулся седалищного нерва, и Яаков вышел из этого поединка хромая. Хафец Хаим комментирует это так: самого Яакова ангел Эйсава не смог поразить, но ногу его он все же задел: злым силам не удается поразить самих изучающих Тору, но им удается задеть тех, кто их поддерживает – буквально «ноги Торы». Хафец Хаим много писал об этом в связи со своим поколением, в частности, можно прочитать про это в двух томах книги «Шем Олам», вышедших на русском языке. Яаков боролся с ангелом «до конца», и приводит святой «Зоар», что в конце веков Сатан сумеет поразить тех, кто поддерживает Тору.

Есть одно место в книге Рамхаля «Дерех Эц Хаим». Он приводит стих из Теилим (8:3): «Из уст молодых [объясняет «Зоар» – бахурей ешива, юноши, которые учатся в ешиве] и младенцев [буквально – сосунков; «Зоар» объясняет – дети, которые учат Тору] основал Ты силу [Тору] – из-за Твоих притеснителей, чтобы пресечь врага и мстителя». Всевышний из уст бахурей ешива, из уст детей, которые учат Тору, основал Тору для того, чтобы она была ответом на притеснителей и мстящих врагов. Рамхаль объясняет это место так: кто такой враг и мститель? Это тот самый Змей, Нахаш, который соблазнил Хаву и Адама. За что же он хочет отомстить? Говорят наши мудрецы, что до греха Адама Змей ходил на двух ногах, а после происшедшего он был наказан тем, что лишился ног. И тем же самым он хочет отомстить – поразить Тору, чтобы не осталось поддерживающих ее, буквально «обрубить ноги Торы». И против этой мести есть только одно средство – бахурей ешива и дети, которые учат Тору.

Амалек не просто пришел в Рефидим – он буквально поймал наш народ на пути к получению Торы. Бе-Рефидим также можно объяснить, как бишвиль рефидим – для «рефидим», для того, чтобы ослабить нашу Тору и посеять среди нас раздор. Амалек – потомок Эйсава и квинтэссенция того зла, которое несет в себе начало Эйсава. Учитывая это, мы видим цель этого замысла: поразить Тору, а поскольку над Торой силы зла не властны – поразить поддерживающих Тору.

Когда мы знакомы с Торой и можем видеть окружающие нас события через призму Торы, мы лучше понимаем то, что сказал мудрейший из людей, царь Шломо: «Нет нового под солнцем». Это касается того, что говорил наш учитель рав Ицхак Зильбер, и того, что писал рав Эльханан Вассерман в своих статьях. Мы, русские евреи, еще помним, что делала «евсекция» ВКП(б) в России, преследуя евреев, живущих по Торе, и в особенности – ешиботников и раввинов. И особенно страшно то, что силы Амалека, к нашему ужасу, проникли в наш народ. Сказано в Пророках: «Твои разрушители выйдут из твоей среды», и это мы, к сожалению, наблюдаем сейчас вокруг нас, и эти силы все более активны.

Хочется коснуться одного аспекта, который в последнее время все больше и больше муссируется в СМИ. Речь идет о страшном оговоре: бней Тора как будто не участвуют в жизни общества, не несут общественного бремени! Скверна эта не нова, и приводится уже в Талмуде: «люди говорят: какая нам польза от изучающих Тору?» Есть в Гмаре целая дискуссия о том, к какой категории грешников относятся говорящие так: или же это «искажающие сказанное в Торе», или же это «апикоресим» – отрицающие Тору. Рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува» объясняет сказанное в Торе: если бы было 10 праведников в Сдоме, то Всевышний спас бы Сдом. Это означает, что если бы хотя бы 10 человек в Сдоме изучали Тору, то город не был бы разрушен. Это ли не прямая польза от изучающих Тору – 10 человек могли бы спасти тысячи!

Тот, кто знает Тору и написанное в ней, может увидеть источник таких разговоров и дьявольский замысел, который за этими разговорами кроется. Однако замысел этот – не так прост в реализации, потому что не так просто ослабить изучающих Тору! Более того, в последние годы, когда вовсю муссируются подобные разговоры о бесполезности изучающих Тору, учеба в ешивах и в колелях только усилилась!

Однако есть здесь также аспект, связанный с поддерживающими Тору. Если изучающие Тору понимают зло и мерзость такого оговора, и в ответ на это только усиливаются в своей учебе, то люди, находящиеся вне бейт мидраша, более восприимчивы к лживым словам, и такая клевета поражает поддерживающих Тору. Это именно то, чего добивается Амалек!

Еще одна, не менее страшная вещь – все эти лживые оговоры, так убедительно изложенные, приводят к разделению нашего народа. Есть правильное состояние народа, когда изучающие Тору, каждый в своем месте, несут Тору тем частям народа, которые сами не учатся полноценно: уроками, хаврутами и т. д. Тем самым свет Торы распространяется из его источника по всем частям народа, где больше, где меньше. Что делает Сатан? Что делает Амалек? Он натравливает на изучающих Тору более слабые в Торе части нашего народа, и в сознании последних изучающие Тору – отпетые бездельники. Они не несут бремя всего народа, от них ничего уже невозможно получить, и их Тору мы тоже получать не будем!

Самое страшное здесь, как мы видим, это не удар по бней ешивот. Бней ешивот достаточно сильны, чтобы правильно воспринять все это. Всевышний правит миром так, что с Его помощью, как бы ни было тяжело учащимся ешив, они не отойдут от Его Торы. Страшно не это, а перуд – разделение, когда более далекая от Торы часть нашего народа перестает воспринимать слова Торы. Клевета и лживые наветы – страшное оружие, которое использовали во все времена и продолжают использовать посланники Амалека, чтобы поразить влияние людей, несущих Тору всему нашему народу. Я сам чувствую это на себе: были времена, когда во время поездки в такси я мог свободно разговаривать с водителем на тему вопросов Торы. Сейчас же обстановка такая, что мне очень трудно это сделать – реакция таксистов совсем не та… Возможно, дело во мне, но я слышал и от других, совсем не похожих на меня людей, что говорить со встречными на святые темы становится все тяжелее. Что же в этом страшного, если придется поговорить не о недельной главе, а о курсе доллара? На самом деле, это не просто смена темы. Реально это – отсечение большой части нашего народа от источника жизни! В этом – истинный замысел Амалека и его потомков: противопоставить «ноги» – «голове», «тело» – «мозгу», чтобы тело не получало света от головы.

Есть еще одна проблема, знакомая выходцам из СССР. Как-то, будучи студентом Воронежского университета, я позволил себе объяснить сокурснику-нееврею, в чем проблема диктатуры пролетариата: где это видано, чтобы руки управляли головой? И однокурсник эту идею понял! Но, к сожалению, эта идея сегодня проникла и в часть нашего народа, в том числе, в среду людей, которые считают себя религиозными: они считают, что главное – не голова, а руки, именно они должны управлять! Это – страшная нечистота, как и диктатура пролетариата! Отблеск ее в наши дни – идея о том, чтобы поставить руки, ноги, живот и другие «важные» части тела с тем, чтобы они управляли головой. Поэтому выходит, что голова – второстепенна. Однако те, кто разбирается немного в организме, прекрасно понимают, что нет ни одного органа в теле человека, который бы не работал под руководством мозга!

Изначально Тора должна быть поставлена во главе, и тогда из нее изливается особая сила – сила Торы, которая указывает всему народу Израиля, как ему жить: строить семьи, воспитывать детей, вести дела. Когда мозг и нервная система в порядке, то и организм работает четко и без сбоев. Когда же связь мозга с организмом нарушена, то даже несведущие в медицине люди поймут, что такой организм просто не сможет функционировать.

Были причины прихода Амалека, и причины эти возникают в каждом поколении, и всем нам необходимо укрепиться в тех вещах, которые этому противостоят. Это вера в Б-жественное провидение, в то, что Всевышний – с нами. Необходимо усилить в себе ощущение единства нашего народа, исполнить заповедь «возлюби ближнего как самого себя». Нужно бежать как от огня от любых разногласий и раздоров во всех сферах. Неисполнение этого придает силы Амалеку! Тем, кто занимается Торой, следует укрепиться в учебе, а тем, кто поддерживает Тору, следует знать, что их ответственность сегодня особенно велика: против них направлены стрелы Амалека, и тот, кто сейчас выстоит в этом испытании и поддержит Тору даже больше, чем раньше, удостоится огромных благословений. Сама Тора не нуждается в поддержке, однако передача Торы будущим поколениям бесценна, и передача эта невозможна без особой поддержки. Те, кто эту поддержку оказывают, фактически обеспечивают передачу Торы дальше, следующим поколениям – вплоть до прихода Машиаха!

В силу того, что мы сказали выше, хочется коснуться нашей недельной главы – потому что все сказанное было предисловием к объяснению написанного в главе Тецаве. В «Беерот Ицхак» (№ 49) был напечатан материал по трудам рава Нафтали Цви Йеуды Берлина (Нецива из Воложина) о том, что масло для Меноры символизирует силу изучения Устной Торы. Начинается наша недельная глава словами Ве ата тецаве – это обращение к Моше, и очень странно, что имя его не названо, в отличие от обычного начала недельной главы «обратился Всевышний к Моше, говоря, скажи сынам Израиля…». Говорит Нецив, что Моше должен был лично присматривать за изготовлением масла. Во всем остальном он мог полагаться на своих великих помощников, почему же в вопросах масла – нет? Очень непонятное место в Торе. Нецив пишет, что Моше имел самое непосредственное отношение к Меноре и ее зажиганию, потому что он нес в себе силу пильпуля – искусство глубокого анализа Торы, и сила эта была заключена в свете Меноры. Именно Моше должен был этим заниматься, но поскольку он был царем, то это было поручено другим, но принести масло должны были все-таки ему.

Не так давно мы отпраздновали Хануку, и все в той или иной форме говорили о ханукальном чуде, о свете Торы, который раскрылся в Хануку. Трактат Шаббат (в отрывках о Хануке) приводит, что был так называемый нер а-маарави – один из светильников Меноры отличался от всех других: во все светильники наливали одинаковое количество масла, но один низ них горел непрерывно. Все светильники потухали, и от особенного светильника зажигали все остальные, а потом заново заполняли его маслом. Говорится об этом, что нер а-маарави – это свидетельство о том, что Шехина находится в Израиле.

Свет Меноры символизирует свет Торы, о чем ясно говорится в мидраше на недельную главу. В наших мудрецах и великих праведниках всех поколений мы видим тот самый нер а-маарави, они носители Торы, Шехина находится с ними. Ор а-Хаим а-Кадош пишет в комментарии на недельную главу: традиция гласит (это приводит Виленский Гаон и другие комментаторы), что свет Моше раскрывается в мудрецах Торы каждого поколения, и величайшие главы поколений удостаиваются этой силы Моше в большой степени. Кроме того, любой изучающий Тору серьезно, открывающий в ней что-то новое и удостаивающийся открытий, получает это от «искры Моше». Например, рав Хаим Каневский сказал про рава Штейнмана: это тот самый человек, которому Всевышний даровал свет Торы Моше в нашем поколении.

Ор а-Хаим а-Кадош говорит, что Ве-ата тецаве означает: «ты, Моше, будешь наказывать (указывать) сынам Израиля во всех поколениях». Добавляет также великий комментатор, что тецаве имеет также смысл «связать вместе».

Мы говорили о силе Амалека – разделить, оторвать часть народа от Торы, в то время как у Моше совершенно противоположная функция – связать, соединить. Говорит Моше всему нашему народу, чтобы принесли ему шемен зайт зах – чистое оливковое масло. Как делается масло? Очевидно, с помощью определенной работы: выращиваются маслины, собирается урожай, из плодов выдавливается масло, очищается, – в этом участвует весь народ! Из этого особого масла зажигается Менора, и из Меноры изливается на весь наш народ свет Торы. Получается, что в этом важном действии участвуют все, весь народ Израиля! Указание связать весь народ – это сделать так, чтобы все вместе принесли чистое оливковое масло, и этим маслом надо зажечь Менору – зажечь свет Торы в народе Израиля.

Нам нужно молиться об объединении нашего народа, о том, чтобы все поняли, как важно и необходимо, чтобы все мы, весь мир удостоились света Торы, и чтобы каждый сделал то, что он может! Кто-то внесет свою учебу, кто-то – деньги, кто-то – свой труд. Это – функция величайших мудрецов поколения: приказать нашему народу объединиться, чтобы принести это самое чистое оливковое масло. Чтобы посредством его были зажжены светильники Торы, чтобы они светили всему нашему народу. Когда мы говорим о единстве нашего народа вокруг зажигания Меноры, имеется в виду то, о чем мы уже не раз говорили: необходимо участие каждого еврея, каждый незаменим и важен! У кого есть деньги – тот помогает деньгами; у кого есть время – тот помогает распространению слов Торы в народе Израиля. Нет более или менее важного вклада, все это – распространение света Торы среди нашего народа! Главное здесь – нам всем объединиться, чтобы принять на себя правление Всевышнего и правление Его посланников – величайших мудрецов Торы каждого поколения. Когда мы принимаем на себя их решения, то должны следовать им. Все мы должны объединиться, чтобы принести чистое оливковое масло ради непрерывного света Торы в нашем народе.

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=12068