Оптимизм — взгляд на жизнь Мордехая и Эстер

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2728
оптимизм

О том, в честь каких событий мы отмечаем праздник Пурим, всем широко известно из свитка Эстер, мидрашей и других источников.

Но Пурим, как и все остальные еврейские праздники, позволяет каждому из нас извлечь свои индивидуальные уроки из событий, произошедших в это время года многие века назад. Внимательное изучение этих событий и все более близкое знакомство с их героями каждый год дарит нам новые открытия.

Главные герои событий Пурима – совершено конкретные личности. Нам известны подробности биографии каждого из них, их родословные прослеживаются буквально до сотворения мира. При этом каждый образ из свитка Эстер очень ярко воплощает в себе добро или зло. Праведники Мордехай и Эстер олицетворяют собой добро. Нечестивые амалекитянин Аман и его жена Зэрэш, Вашти и Ахашверош – воплощение зла. Все эти люди покинули мир давным-давно, но то добро и зло, которое наполняло их, живо и проявляется в нашем окружении и в нас самих.

Мудрецы Торы говорят (Мегила, 7б; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 695:2), что в Пурим с помощью вина человек должен достигнуть такого состояния, когда он перестает различать между «арур Аман» («проклят Аман») и «барух Мордехай» («благословен Мордехай»). То, что Мордехай благословен, ясно, точно так, как совершено понятно, что Аман проклят. Нужно понять, что имели в виду наши мудрецы, когда говорили о достижении состояния, в котором возможно перестать различать настолько противоположные вещи.

Для того чтобы победило добро, необходимо знать, где кроется корень зла. Постигнув это, можно направить в правильное русло «оросительную систему», питающую силы добра, и наиболее эффективно сконцентрировать действия по выкорчевыванию зла и исправлению в самом его истоке. Представляется, что анализ пуримских событий окажет нам в этом незаменимую помощь.

Амалек является наивысшим проявлением зла. Его влияние настолько мощно, что оно достигает духовных миров и самого престола славы Всевышнего.

В Торе сказано: «…ибо рука на престоле Б-га, что война у Г-спода против Амалека из рода в род» (Шмот, 17:16). Из этих слов (в которых Имя и буквы слов о престоле написаны не полностью) мудрецы («Мидраш Танхума», Ки Теце, п. 11) учат, что Имя и престол Творца не будут цельными, пока не будет уничтожена память об Амалеке, т. е. пока не будет полностью устранено его влияние на нас и на весь мир.

Аман – амалекетянин, в полной мере отражающий все черты своего народа. Он родился примерно через девятьсот лет после дарования Торы. Но поскольку Тора является источником, мудрецы Талмуда задают вопрос (Хулин, 139б): «Аман из Торы откуда?». Ответ не заставляет себя ждать: «а-мин а-эц» – «Не с древа ли» (Берешит, 3:11). Имя «Аман» состоит из тех же букв, что и «а-мин» на Святом языке. Безусловно, мудрецы не искали в Торе слова, наиболее созвучные имени Амана. Очевидно, что рассказ о том, как змей соблазнил Хаву отведать плод древа познания добра и зла, имеет более сущностную связь с Аманом.

Нарушение воли Творца принесло смерть и зло в мир, грех первого человека является первопричиной всех бед и несчастий.

В нескольких местах книги «Зоар» сказано, что в Амалеке скрывается змей-искуситель (см. также «При Цадик», «Ки Таво», п. 8), а это значит, что Амалек несет в себе горе и разрушение. В книге пророка Йешаяу (14:29) есть такие слова: «Из рода змеиного выйдет гадюка». Примечательно, что числовое значение (гиматрия) слова «гадюка» на Святом языке (צפע) равно числовому значению слова «Амалек» (עמלק). Давайте попытаемся понять, где именно находится змеиный яд Амалека, где скрывается то жало, из которого исходит смертельная опасность – физическая и духовная.

Обратимся вновь к «Зоару» и мудрецам Талмуда. В «Зоаре» неоднократно говорится, что страшнейшим грехом против Б-га и человечества является злоязычие.

Первым в истории мира случаем этого греха были слова змея, обращенные к Хаве, которые наихитрейший, по словам Торы, из всех полевых зверей использовал, чтобы оговорить самого Создателя мира.

Мудрецы Талмуда свидетельствуют, что не было такого искусного мастера злословия, как амалекитянин Аман (Мегила, 13б). Несколькими короткими фразами он смог убедить царя издать указ о тотальном геноциде еврейского народа и «приватизации» их имущества. Духовным наставником Амана был змей, который, искушая Хаву, пытался внушить ей мысль о деспотизме Создателя, запрещающего все на свете: «Ведь Б-г сказал: “Не ешьте ни от какого дерева в саду”» (Берешит, 3:2). Хотя в действительности Творец заповедовал Адаму совершенно обратное: «От всякого дерева сада можешь ты вкушать, а от Древа познания добра и зла не ешь» (Берешит, 2:16-17).

Взгляд Амана на мир было точно таким же, как и его «учителя» змея.

Он официально был вторым лицом в царстве Ахашвероша, правящего всем миром, а учитывая то абсолютное влияние, которое он имел на царя, Аман фактически являлся первым лицом персидско-мидийской империи. В соответствии со специальным постановлением царя весь народ был обязан кланяться Аману в ноги. И не только были обязаны, но и в самом деле кланялись. Все так и делали, кроме одного пожилого еврея Мордехая, который принципиально не соглашался кланяться Аману.

Как-то раз Аман пришел домой и стал хвалиться своими невероятными богатствами, многочисленной семьей, благосклонностью, которую он сыскал у царя, и тем, что царица Эстер пригласила на пир только его из всех придворных вельмож. Можно ли достичь большего?! Живи себе и радуйся! Но перечисление своих выдающихся достижений Аман завершает совершенно неожиданно. Он заявляет, что все эти блага для него ничего не стоят, если Мордехай ему не кланяется.

Не странно ли? В жизни Амана все так удачно и прекрасно, и из-за такого пустяка – отказа старого еврея поклониться – и роскошь, и высокое положение в обществе уже не имеют абсолютно никакой ценности.

Можно, конечно, пытаться объяснить такое отношение к жизни гипертрофированным максимализмом, перфекционизмом или еще каким-нибудь «измом», но, во-первых, все имеет границы, даже «измы». А во-вторых, мы только что вспоминали о духовном учителе Амана – о змее. Ведь именно змей представил запрет есть плод с одного единственного дерева при наличии невероятного изобилия других плодов как абсолютный запрет всего на свете: «Ведь Б-г сказал: “Не ешьте ни от какого дерева в саду”», вот и Аман из-за одной мелкой неприятности готов не заметить дарованных ему невероятных благ. А сколько подобного встречается вокруг нас и в нас самих. Нет семьи – плохо, есть семья – тоже нехорошо, нет работы – плачет, нашел – стонет, есть деньги – есть забота, как бы не потерять, нет денег – вообще полная печаль и депрессия: на что жить? Что бы ни происходило, все ужасно, вне зависимости от объективной реальности.

Представляется, что неблагодарность за оказанное добро, нежелание видеть хорошее в себе и в других, постоянный поиск чего-то негативного и является корнем злоязычия, да и вообще всего зла на свете.

Человек, который не видит в себе достоинств, не замечает того хорошего, чем его одарил Создатель – ощущает постоянный дефицит всего, вне зависимости от количества имеющегося. Для того чтобы почувствовать себя хоть сколько-нибудь хорошо, такому человеку, как правило, необходимо заметить недостатки в ближнем и, конечно же, сразу очернить его в глазах других. Именно такими представляются нам некоторые из действующих лиц свитка Эстер: Аман, Зереш, Ахашверош, Вашти. Совершенно противоположны им люди, радующиеся жизни, постоянно творящие добро, стремящиеся прийти на помощь ближнему даже ценой собственной жизни, переполненные чувством благодарности за все, что у них есть, видящие все в позитивном свете, идущие по жизни в полной гармонии с собой и с миром.

Именно ощущению оптимизма, радости и гармонии хотели научить нас, своих потомков, Мордехай и Эстер.

Читая свиток Эстер, мы лишний раз убеждаемся, что мы дороги Всевышнему, любимы Им, и если даже не всегда нам удается исполнить Его волю, как подобает, мы всегда можем исправить ошибку и начать все сначала. Нет места отчаянию, Творец дает нам силы выстоять и победить. Наши молитвы достигают Его, и Он спешит нам на помощь, о чем чрезвычайно ярко свидетельствуют все события, описанные в свитке Эстер.

Поэтому мудрецы и составили специальные восхваления Творцу «за чудеса, которые Он вершил для отцов наших в дни эти, во времена прежние», которые мы произносим в пуримских молитвах и благословлениях после трапез.

Пуримские заповеди одаривать неимущих (матанот ле-эвьеним) и посылать угощения один другому (мишлоах манот) помогают найти в себе внутреннюю гармонию. Ведь только тот, кто по-настоящему ощущает свою значимость и полноту, может почувствовать потребность одарить ближнего. Такой человек не может пройти мимо бедняка, не оказав ему помощи. Еще одна заповедь – праздничное застолье (миштэ). Кто в состоянии по-настоящему веселиться и пировать? Только тот, кому хорошо, как сказано: «У кого сердце весело, у того всегда пир» (Мишлей, 15:15). Человек, которого постигла беда, конечно, иногда пытается забыться в вине, но это не праздничное застолье, которое заповедовано нам в Пурим, а горькое бегство от себя и от реальности.

Да, далеко не у всех все благополучно, проблемы и заботы пока никто не отменял. И в Пурим мы не пытаемся от них абстрагироваться – просто мы учимся правильному взгляду на трудности жизни.

«Все, что происходит – к лучшему». Всему, что у нас есть, мы должны радоваться и ценить, а если кажется, что чего-то не достает, то, по всей вероятности это для нам лишнее или даже вредная. [В трактате Сота (9б) приводится правило: «Тот, кто покушается на то, что ему не положено, предмет своего вожделения не получит, а то, что имеет – потеряет». Среди тех, кто возжелал того, что ему не было положено, и потерял то, что имел, Талмуд упоминает Змея и Амана.

Представляется, что слова «не получит» и «потеряет» не только выражают наказание, но и раскрывают истинное положение вещей. Желание того, что не положено, рождается у человека, который не ценит того, что имеет. А когда не ценишь того, что имеешь, будто у тебя этого нет.] Как много в нас и в других хорошего, давайте это хорошее замечать! Проблемы и трудности возникают у нас не случайно, они необходимы нам как воздух, чтобы расти. Не уклоняться от ответственности, но достойно решать все поставленные перед нами задачи. А заботы у других людей возникают только для того, чтобы у нас была возможность прийти им на помощь.

Для того, чтобы не различать между «благословен Мордехай» и «проклят Аман», на самом деле, вовсе не требуется много вина.

Достаточно наполниться радостью и осознать, что видеть «полную часть стакана» – это добро и благословление, это и есть «Мордехай», который благословен, а обращать внимание на недостатки и минусы – это зло и проклятие, это «Аман». Ведь и зло сотворено, чтобы привести к добру. Другими словами, это две стороны одной медали, и наша задача в Пурим удостоиться выбрать добро и отказаться от зла. Сказано (Дварим, 30:15): «Смотри, Я сегодня представил пред тобой жизнь и добро, а также смерть и зло» и там же (Дварим, 30:19): «…Я представил пред тобой благословление и проклятие, так выбери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое!». Отказ от зла – это и есть обращение зла в добро. Зло Амана привело нас к тшуве, раскаянию и исправлению, принятию на себя заново Торы. Это даровало нам замечательный праздник Пурим, свиток Эстер и трактат Мегила. И даже можно немного выпить и по ошибке благословить Амана.

В свитке Эстер сказано (8:16): «И иудеям был свет и веселье, и радость, и почет».

Мудрецы Талмуда объясняют, что «свет» — это Тора, «веселье» – это праздник, «радость» – это союз обрезания, «почет» – это тфилин (Мегила, 16б). Напрашивается вопрос, почему бы не сказать впрямую: «И иудеям были Тора, праздник, обрезания и тфилин»? И еще: и Тора, и праздники, и заповедь обрезания и тфилин были и прежде у евреев, еще со времени дарования Торы, что изменилось с тех пор?

После победы над Амалеком и над змеем, которые заставляют видеть все в черном свете, в негативе, взгляд еврея на мир меняется.

Мы чувствуем, что учить Тору, отмечать все наши праздники, исполнять заповедь обрезания, заповедь тфилин и вообще все заповеди – это не просто дань обычаю или обязанность. Если мы искоренили в себе влияние Амалека и змея, то, изучая Тору, ощущаем великий свет, сокрытый в ней, настоящее веселье еврейского праздника, безграничную радость исполнения заповеди обрезания как знака союза между нами и Создателем и чудо единения с Ним Самим посредством тфилин.

На самом деле, это и есть основа исполнения воли Творца: в радости и в удовлетворении от достижения цели жизни.

В преддверии Судного Дня, дня, в который на Небесах будет составлен приговор о нашем будущем, мы читаем девяносто восемь проклятий, упомянутых в Торе. Корень их — исполнение заповедей без радости в сердце. Об этом сказано: «За того, что не служил ты Г-споду Б-гу твоему в радости и в добром расположении сердца в изобилии всего» (Дварим, 28:47). Т. е. истинное служение Творцу – это служение с чувством радости и счастья, пониманием, что именно это дарит нам добро, а иначе нет смысла в жизни. Победив Амалека, все почувствовали это совершенно явно. И евреям, и неевреям вдруг стало очевидно, что Тора — это свет, праздники — это истинное веселье, союз обрезания — это настоящая радость, а тфилин — это почет. Как следствие торжества света началось массовое принятие «гиюра»: «И многие из людей разных народов становятся иудеями» (Эстер, 8:17).

И иудеям был свет и веселье, и радость, и почет, так выбери жизнь, чтобы жил ты и все потомство твое!

http://www.beerot.ru/?p=61702