Заповедь отсчета дней омера между Песахом и Шавуотом

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

127

Во времена Храма – переносного и стационарного – по истечении первого дня праздника Песах, т. е. 16-го нисана ночью, будь это будний день или Шаббат, при большом стечении народа евреи выходили за пределы Иерусалима, для того чтобы скосить немного ячменя для мучного приношения – омер. Собирали 3 сэа ячменя, что в современных мерах объёма эквивалентно примерно 42 (по другим мнениям – 24,9) литрам. Косили три человека, пользуясь тремя разными серпами и складывая скошенные колосья в три отдельные корзины. Корзины с ячменём приносили в Храм, где его молотили, отбирали зёрна, прокаливали их на огне, мелко мололи и просеивали в 13-ти ситах. Из этой отборной муки отбирали исарон – меру, которая также называлась омер, что эквивалентно 2,25 (по другим мнениям – 1,666) килограммам. Муку тщательно перемешивали с логом – 0,6 (по другим мнениям – 0,3456) куб. см. оливкового масла, после чего сверху клали немного благоухающей древесной смолы – левона.

Стоя рядом с жертвенником, коэн проводил сосуд с этим мучным приношением вперёд – назад, вправо – влево, вверх – вниз. Часть муки вместе с благовонной смолой воскурялась на жертвеннике, а из остальной муки коэны, несущие службу в эту смену, изготовляли для себя мучные изделия. Только после воскурения омера и годовалой овцы – жертвы всесожжения, которую приносили вместе с омером, разрешалось употреблять в пищу приготовленные из нового урожая мучные изделия. В наши дни, пока нет Храма и жертвоприношений в нём, разрешается употреблять в пищу мучные изделия, приготовленные из нового урожая, с ночи 17-го нисана.

Начиная с ночи покоса ячменя для мучного приношения из нового урожая – омера, и до праздника Шавуот Тора повелевает считать вслух каждый прошедший день: «И будете считать себе сразу после субботы (первого дня праздника Песах), со дня приношения омера возношения (движений в разные стороны, который совершал коэн, держа в руках сосуд с мучным приношением – омером), семь суббот (недель) будет до дня, следующего после завершения седьмой недели, будете считать вы 50 дней, и принесёте приношение новое Б-гу» (Ваикра, 23:15-16).

Некоторые мудрецы Торы считают, что и в наше время, когда не приносится омер, заповедь считать дни – из Торы. Согласно большинству мнений, отсчёт омера является заповедью мудрецов, и закон установлен в соответствии с этой точкой зрения.

Существует множество объяснений смысла заповеди отсчёта омера. Великое служение, во имя которого Всевышний вывел сынов Израиля из Египта, — это получение Торы. Поэтому, с нетерпением ожидая это событие, мы считаем каждый прошедший день, приближающий нас к дарованию Торы (РаМбаМ в «Море Невухим» и «Сефер а-Хинух»). Ещё одно соображение (которое также приводит «Сефер а-Хинух») – чтобы работающие на полях люди, отсчитывая день за днём, знали, когда наступит праздник Шавуот. Ведь счёт ведется именно ночью, в то время, когда они уже не обременены работой («Шиболей а-Лекет» от имени рабби Йеуды а-Хасида). Среди объяснений есть и такое: для того, чтобы очиститься от египетской тумы – духовной нечистоты, необходимо посчитать семь раз по семь дней, как мы находим в Торе – для духовного очищения необходим семимерный цикл. Существуют и другие очень красивые объяснения, но основа данной заповеди, так же как и всех других – исполнять их потому, что таково желание Творца.

Приведем основные законы, связанные с заповедью сфират а-омер – отсчёта омера. Заповедь сфират а-омер исполняется каждым в отдельности, и считать дни необходимо каждый раз самому. Тот, кто не может правильно посчитать, должен (понимая, что он говорит) повторить слово в слово за тем, кто знает, как правильно вести счёт. Перед тем как посчитать очередной день, благословляют: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, который освятил нас Своими заповедями и заповедовал считать омер». Тот, кто не может благословить сам, должен услышать, как благословляет другой (мужчина старше 13-ти лет), и не обязан повторять за ним слова благословения. Благословляющий должен помнить, что он произносит благословение и для товарища. Слушающий, в свою очередь, должен внимательно слушать все слова благословения, имея в виду, что оно произносится и за него тоже, и по завершении произнести амен.

Женщины не обязаны выполнять заповедь сфират а-омер, но во многих общинах принято, что женщины считают дни омера, но не произносят благословения на эту заповедь. Ашкеназские женщины, особо серьёзно относящиеся к заповедям и уверенные в том, что не пропустят ни одного дня, могут считать дни омера с благословением.

Принято приучать детей к заповеди сфират а-омер, чтобы они считали каждый день с благословением. Юноша, которому исполнилось 13 лет в дни счёта омера, продолжает считать с благословением, хотя до этого по Торе он не был обязан выполнять эту заповедь, и считал только по постановлению мудрецов (мицват хинух, т. е. в качестве подготовки и приучения к исполнению заповедей). Прозелит (гер), принявший иудаизм в дни счёта омера, считает, не произнося благословения.

Счёт омера ведут, как упоминалось, с ночи 16-го Нисана и до праздника Шавуот, не включая сам праздник, т. е. 49 дней. Время исполнения заповеди – от выхода звёзд и до начала зари. Исходя из общего правила, гласящего, что заповедь следует выполнять сразу же, как только представится возможность, правильно было бы посчитать сразу после выхода звёзд. Однако в данном случае, перед тем как исполнить заповедь сфират а-омер, следует помолиться вечернюю молитву Маарив (Аравит), так как сначала исполняют заповедь, которая более постоянная, а потом ту, которую исполняют реже. Поэтому лучше всего помолиться сразу после выхода звезд, а по завершении молитвы посчитать дни омера. Однако тот, кто обычно молится в одно и то же время, может и в эти 49 дней продолжать молиться как обычно и считать дни омера по завершении молитвы.

Тот, кто беспокоится, что может забыть посчитать после молитвы, может посчитать до молитвы. Поскольку вероятность того, что могут забыть посчитать, у молящихся без миньяна (десять взрослых мужчин) особенно велика, им следует сделать себе какой-либо знак, который напомнит им о том, что они должны посчитать.

Говоря о счете пятидесяти дней, Тора заповедует: «семь недель цельных будет». Объясняют мудрецы, что цельные – означает полные, чтобы в отсчитываемых днях и неделях было полное количество часов. Поэтому первый день омера стараются посчитать как можно ближе к выходу звезд, а последний день завершить как можно позже, т. е. вечернюю молитву праздника Шавуот молятся немного позже.

В странах диаспоры первый день отсчёта выпадает на второй праздничный день Песаха, и обычно его считают во время второго пасхального седера.

Предпочтительно выполнять заповедь сфират а-омер вместе с общиной. В некоторых общинах счёт совершают в конце вечерней молитвы после кадиша «Титкабэль» и перед молитвой «Алейну». В других общинах считают дни омера уже после «Алейну».

В Шаббат, в общинах, где в конце молитвы произносят псалом «Ле-Давид», принято считать дни омера после этого псалма.

Тот, кто по какой либо причине не исполнил заповедь ночью, должен посчитать днём до захода солнца,  даже в случае, когда речь идет о кануне субботы, и он уже принял на себя святость Шаббата. При этом благословение не произносится. В остальные ночи, если не было перерыва, он будет продолжать считать с благословением. Если хотя бы один раз был полностью пропущен, то есть человек не посчитал ни ночью, ни днём, то в остальные дни он должен продолжать считать без благословения. Желательно в таком случае, перед тем как посчитать, услышать, как благословляет другой человек. В случае, когда существует сомнение, был ли пропущен день, продолжают считать с благословением. Если человек сомневается, считал ли он сегодня, он должен посчитать без благословения.

За полчаса до выхода звёзд, и до тех пор, пока не посчитал дни омера, запрещено есть трапезу с хлебом или другими видами выпечки, а также заниматься какой-либо деятельностью, чтобы не забыть посчитать. Но если начали трапезу или работу до этого времени, разрешено продолжать, пока остаётся время посчитать. Тому, кто обычно молится в определённое время, или тому, кто попросил кого-либо напомнить ему, чтобы он посчитал, разрешено есть и работать даже после выхода звёзд.

Благословляют всякий раз перед тем, как считать дни омера. Если посчитали без благословения, постфактум заповедь выполнена.

На заповедь счёта омера не принято произносить благословение «Шеэхияну» – «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, который дал дожить до этого времени». Принято благословлять на заповедь сфират а-омер и исполнять её стоя. Больные и люди преклонных лет, которым трудно стоять, могут изначально благословить и посчитать сидя.

Следует считать дни омера сразу после того, как благословили, и не допускать перерыва между благословением и исполнением заповеди. Если между благословением и заповедью говорили о вещах, связанных с заповедью, постфактум не благословляют заново. Если прервались на посторонние разговоры, то должны благословить заново.

Принято, что молящийся в качестве хазана или глава общины произносит громко благословение и счет, а затем каждый из молящихся благословляет отдельно и считает. В некоторых общинах говорят «ла-омер» (вариант Аризаля), например: «А-йом штаим-вэ-эсрим йом, шэ-эм шлоша шавуот вэ-йом эхад ла-омер». В других общинах произносят «ба-омер» (вариант Виленского Гаона). Некоторые считают прошедшие недели до того, как произнести слово «ла-омер», а некоторые после этого. В первый день говорят именно эхад – один, а не ришон – первый. Изначально каждый должен постараться исполнить заповедь так, как принято в его семье или общине, к которой он принадлежит. Однако если перепутал и сказал «ришон» вместо «эхад», «ла-омер» вместо «ба-омер», или наоборот, посчитал недели до слов «ла-омер», вместо того чтобы сделать это после, или наоборот – постфактум заповедь выполнена.

С седьмого дня и дальше принято упоминать количество прошедших недель. До десятого дня по омеру слово «дней», «ямим», произносят во множественном числе. Начиная с 11-го дня, единицы говорят перед десятками и употребляют слово «день» в единственном числе: «а-йом шива-вэ-арбаим йом…».

В случае сомнения, какой сегодня день омера, следует упомянуть все возможные варианты, но без благословения. Если было названо верное число, то на следующий день разрешено продолжать вести счёт дней с благословением. Если в тот же день стало известно, какой день омера на самом деле, то следует ещё раз посчитать, назвав верное число, но без благословения. Тот, кто не назвал общее количество дней омера, а только произнёс, что сегодня столько-то недель и столько-то дней, постфактум выполнил заповедь. Всё же верно было бы посчитать заново, как положено, но без благословения. Исключение составляет тот день, когда завершается неделя, и нет дней в остатке, например «сегодня четыре недели омера». В таком случае заповедь не выполнена, и человек обязан считать заново, предваряя заповедь благословением.

Тот, кто посчитал только общую сумму дней и не упомянул количество недель, постфактум выполнил заповедь. Но в отношении тех дней, которыми завершаются недели (7-й, 14-й, 21-й и т. д.), существует спор: исполняется ли заповедь, если не произносят количество прошедших недель. Поэтому обязаны посчитать как положено, упомянув и дни, и недели, но не благословляя.

Перед тем, как выполнить заповедь, не говорят, какой сегодня день омера, чтобы не потерять возможность благословить на исполнение заповеди сфират а-омер. Особенно следует остерегаться этого в Лаг ба-Омер, когда в названии этого полупраздничного дня фигурирует день омера, и он у всех на устах в этот день. В случае, когда спросили того, кто ещё не успел выполнить заповедь счёта, какой сегодня день, следует ответить: вчера был такой-то день, но сегодняшнее число не называть.

Разрешено считать на любом языке, который человек в состоянии понять. И даже тот, кто считает на лашон а-кодеш, обязан понимать смысл сказанного.

Тот, кто посчитал мысленно, не выполнил заповедь, и должен посчитать вслух с благословением.

Тот, кто записал сегодняшнее число омера, должен посчитать его также вслух, но в данном случае благословение не произносится, так как существует сомнение, выполнил ли он заповедь, написав день омера.

В дни омера принято помечать в письмах вместо обычной даты или вместе с ней число отсчёта омера.

14-го ияра отмечается Песах Шейни – день, когда во время Храма все те, кто не принесли пасхальную жертву вовремя, могли ее восполнить. В этот день запрещено поститься, во многих общинах не говорят Таханун во время утренней и дневной молитвы. Некоторые едят мацу (хотя квасное не запрещено) в память о пасхальной жертве. О законах и обычаях Лаг ба-Омера, который приходится на 18-е ияра, будет рассказано отдельно.

После того как посчитали очередной день омера, принято просить о том, чтобы Храм был восстановлен, и служение в нём возобновилось, и тогда мы удостоимся вновь исполнить заповедь мучного приношения омер и считать дни омера, когда исполнение этой заповеди, согласно всем мнениям, будет выполнением повеления из Торы.

В Мидраше приводится, что в заслугу выполнения заповеди об омере (мучного приношения и отсчёта дней) наш праотец Авраам и сыны Израиля удостоились унаследовать Землю Израиля. И мы молимся о том, чтобы в заслугу этой великой заповеди Всевышний смилостивился над нами, и, собрав со всех концов света, соединил в любви и мире на Земле Святой, где будут соблюдаться все законы Торы в чистоте и радости, с Храмом и царём-помазанником из дома Давида, когда все будут видеть славу Творца, и вся земля наполнится знанием о Его мудрости.


http://www.beerot.ru/?p=53630