Мегилат Эйха с комментарием Виленского Гаона

эйха

Предисловие

[Весь этот комментарий объясняет не простой смысл книги Эйха, а содержащийся в ней намёк — ремез.] Эта мегила повествует об уходе человека из этого мира и его наказании. Тело сокрушается о своей нищете и о радостях, которые были у него, когда в нём обитала душа. Ибо тело является женским началом и женой по отношению к душе, как сказано в книге «Зоар» (гл. Берешит, 79а).

Стих 1

אֵיכָ֣ה׀ יָשְׁבָ֣ה בָדָ֗ד הָעִיר֙ רַבָּ֣תִי עָ֔ם הָיְתָ֖ה כְּאַלְמָנָ֑ה רַבָּ֣תִי בַגּוֹיִ֗ם שָׂרָ֙תִי֙ בַּמְּדִינ֔וֹת הָיְתָ֖ה לָמַֽס:

Как одиноко сидела столица, некогда многолюдная, стала подобна вдове. Великая среди народов, владычица государств стала данницей!

Как. Числовое значение слова איכה — это тридцать шесть (א — 1, י — 10, כ — 20, ה — 5, всего 36), что соответствует тридцати шести видам нарушений, за которые полагается наказание карет — отсечение души от её источника, как сказано в книге «Мидраш Эйха». И также сказали [мудрецы], что 1 — это Единственный [Творец], 10 — это десять заповедей, 20 — это двадцать поколений [от Адама до Авраама], после которых Всевышний одарил нас заповедью обрезания, а 5 — это Пятикнижие. И всё это нарушило тело. И также другие высказывания мудрецов, [приведённые в начале «Эйха Раба»], можно отнести к телу.

Сидела — в женском роде, [что намекает на женское начало, которым является тело, пребывающее под влиянием души].

Одиноко. Известно, что душа состоит из трёх частей — нефеш, руах и нешама. Каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из нескольких составляющих, называемых «силами души». В части нефеш есть сила роста, сила питания и сила порождения. В части руах есть сила вожделения и сила возбуждения. И сама сила возбуждения состоит из нескольких сил. И то же самое относится к другим силам. Нешама также состоит из нескольких сил, которые известны.

[Эти силы действуют] в каждой конечности, в каждой жиле и в каждой кости, в каждом ходу и в каждом канале, в каждой вене и в каждом пульсе. К каждой из этих частей ведёт отдельная нить от семидесяти граней души. А теперь, когда человек умер, душа оставила [все части его тела] в одиночестве.

Ещё одно объяснение: человек был загрязнён нечистотой цараат своих грехов. Ведь известно, что каждый грех — это поражение нечистотой цараат. А в Торе сказано о том, кого поражает цараат, «одиноко будет сидеть за пределами стана» (Ваикра, 13:46). Это говорит о том, что у него нет возможности войти в стан, пока на заживёт его цараат. А то, что он обязан ходить в разорванной одежде (стих 45), говорит о том, что [его душа предстаёт перед судом] нагая. И так же всё остальное, что написано о поражённом цараат, относится к душе, которая отошла от тела и переходит в мир душ. Написано (там же), что он должен кричать о себе «Нечист, нечист!». Это намекает на то, что сказано в трактате Эрувин (19а): грешники, попадая в ад, говорят Всевышнему: «Ты справедливо осудил нас!» И ещё сказали мудрецы, что [в аду] злодеи открыто признаются в своих преступлениях. И на всё это намекает слово одиноко.

Столица. Как мы объяснили выше, «столица» [город] — это тело. И это обсуждается в Талмуде. [В трактате Недарим (32б) объясняются стихи (Коэлет, 9:14-15) «Городок небольшой, и людей в нем немного. Подступил к нему великий царь, и осадил его, и воздвиг против него большие осадные укрепления. Но нашелся в нем мудрый бедняк, и он вызволил этот город мудростью своею, но никто не вспоминал об этом бедном человеке»: «Городок небольшой» — это человеческое тело; «людей в нем немного» — это части тела; «подступил к нему великий царь, и осадил его» — это дурное начало; «воздвиг против него большие осадные укрепления» — это грехи; «нашелся в нем мудрый бедняк» — это доброе начало; «он вызволил этот город мудростью своею» — это возвращение к Творцу и добрые дела; «но никто не вспоминал об этом бедном человеке» — когда человек пребывает во власти дурного начала, он не вспоминает о добром начале.]

Многолюдная. Как мы объяснили выше, большинство сил души горюют о теле, как сказано (Иов, 14:22): «Душа его будет скорбеть о нём». А нефеш будет находиться вместе с телом в могиле, поэтому перед словом «столица» [העיר] определённый артикль ה, а слово, определяющее эту столицу, многолюдная, оканчивается на букву י. [Написано «רבתי עם», хотя можно было написать «רבת עם».] Это означает, что тело было «многолюдным» благодаря присутствию души и всех её сил, как сказано выше.

Стала подобна вдове, у которой умер муж. И так же душа, подобная мужу, ушла из тела, подобного жене. И об этом сказано в Талмуде (Таанит, 20а): «Подобна вдове, но не вдова в прямом смысле слова, а как женщина, муж которой уехал в заморские страны, но в будущем вернётся». И это намекает на оживление мертвых.

Великая среди народов. Известно, что семьдесят духовных предводителей семидесяти народов постоянно выдвигают обвинения еврейским душам. Это происходит из-за того, что еврейские души пребывают под более личным наблюдением Всевышнего, чем души других. И то, что происходит с душами народов мира, зависит от происходящего с еврейскими душами (и об этом сказано, что «они питаются остатками пропитания еврейских душ»). Об этом сказал царь Давид (Теилим, 118:10): «Все народы окружили меня…» А души народа Израиля — это центральная точка провидения, как сказано (Ирмеяу, 31:19): «Поэтому ноет нутро Мое о нем». А все остальные — снаружи.

Владычица государств. Известно, что природа мира подчиняется правлению небесных тел (духовных сущностей, которые соответствуют небесным телам и управляют ими). И у каждого государства есть его собственные звёзды, которые управляют им. И из-за этого разные государства так сильно отличаются друг от друга по своей природе, по своему темпераменту и по виду. И небесные тела разделяются на семьдесят групп, как сказано (Дварим, 4:19): «… Солнце и луну, и звезды, все воинство небесное… которыми наделил Г-сподь, Б-г твой, все народы под небом». А нешама властвует над звёздами, как сказали мудрецы (Шаббат, 156а): «Сыны Израиля не подчинены правлению звёзд», и как они объяснили стих Берешит (15:5) «и вывел Он его наружу». [В трактате Шаббат (156а) мудрецы заметили об этом стихе, что Авраама сказал: «Владыка мира, я посмотрел на свой гороскоп и увидел, что я не гожусь, чтобы родить сына». Всевышний ответил ему: «Выйди из своего гороскопа!» Комментарий Раши объясняет: «И в этом смысл того, что написано “вывел его наружу” — за пределы астрологических предсказаний».]

Стала данницей. Сейчас на нём «трудовая подать» (см. Малахим 1, 9:21). [Это основано на используемом здесь слове למס. Оно намекает на словосочетание למס־עֹבד, которое говорит о подневольном труде.] Тело превращается в раба рабов, так как его захватывают силы зла. Мудрецы (трактат Геином, гл. 2) привели аллегорию, которая объясняет это: у некоего человека было множество кредиторов. Он пришёл к царю и пожаловался на своё положение. Тогда царь сказал им [кредиторам]: «Идите и разделите между собой». Сначала он работает на одного, потом на другого, а потом на третьего, пока не выплатит им весь свой долг. [Там приводится, что из-за каждого греха, который человек совершает, появляется ангел, предназначенный для того, чтобы его за этот грех наказать. И эти ангелы судят человека один за другим, пока тот не расплатится за все совершённые им нарушения.]

И то же самое относится к душе, как сказано (Мишлей, 29:21): «Если кто балует раба своего с детства — станет он [раб] позже хозяином». И простой смысл этого заключается в том, что «раб» — дурное начало – начинает править над человеком, как сказали там комментаторы. [И Раши написал там, что «раб» — это дурное начало, которое, если его не подчинить себе, превращается в правителя.] 

Стих 2

בָּכ֨וֹ תִבְכֶּ֜ה בַּלַּ֗יְלָה וְדִמְעָתָהּ֙ עַ֣ל לֶֽחֱיָ֔הּ אֵֽין־לָ֥הּ מְנַחֵ֖ם מִכָּל־אֹהֲבֶ֑יהָ כָּל־רֵעֶ֙יהָ֙ בָּ֣גְדוּ בָ֔הּ הָ֥יוּ לָ֖הּ לְאֹיְבִֽים:

Плачет, плачет она по ночам, и слезы её на щеках у неё. Нет ей утешителя среди всех любивших её, все друзья её изменили ей, стали ей врагами.

Плачет, плачет она по ночам — как сказано (Эрувин, 19а), что грешники после смерти проливают слёзы, как источник Шитим. И написано «плачет, плачет» два раза, чтобы сказать, что нефеш рыдает вместе с телом. И написано «по ночам», то есть в аду. И об этом сказали мудрецы (Санедрин 7б, комментируя стих Шир а-Ширим 3:7): «Как сказано “от страха ночей” — от страха перед адом, который подобен ночи.

Также сказано («Берешит Раба», 33:1): «Злодеи живут во тьме своих деяний, и судят их во тьме, и покрывают тьмой — ведь как сосуд покрывают тем материалом, из которого он сделан, так же и злодеев покрывают тем, что они сделали». И написано, что их звёзды и небесные тела (то есть духовные сущности, которые влияют на них) рыдают вместе с ними. И также рыдают ангелы-служители, как сказано (Йешаяу 33:7): «вот ангелы их кричат снаружи, вестники мира горько плачут». Это из-за того, что душа грешника нанесла ущерб всем им, повергла всех их во тьму, не пустив к ним свет. И поэтому «по ночам» — во тьме.

И в этом смысл того, что спросили мудрецы (Санедрин, 104б): «Почему по ночам»? То есть почему грешников судят в темноте и по ночам? И ответили на это, что ночью звёзды и небесные системы рыдают вместе с ними. Об этом сказано (Йоэль, 2:10): «Трепещет пред ним земля, содрогаются небеса; солнце и луна тускнеют, и звезды теряют свой свет» — из-за их грехов. Кроме того, все они страдают, так как частички души забирают у них всех. И все они подвергаются наказанию вместе с ней [с душой], так как являются её матерью (то есть её источником). Мудрецы (мидраш «Шохар Тов», Теилим 20:1) привели аллегорию, объясняющую это.

Одна женщина была в ссоре со своей дочерью. У дочери начались роды, и она стала кричать. Тогда её мать поднялась наверх и тоже начала кричать. Её соседки спросили её: «Разве ты рожаешь?» Она ответила: «Хоть я и в ссоре с ней, я чувствую её страдания».

Об этом также сказали мудрецы (Санедрин, 46а): «Когда злодей страдает, что говорит Шехина? “Отяжелела голова моя, отяжелела рука моя”». И ангелы, когда провожают человека, скорбят о нём и рыдают, как сказано (Йешаяу 57:18): «Пути его видел Я… и заплачу утешениями ему и скорбящим его». И мудрецы сказали об этом («Зоар», гл. Мишпатим, 106б), что «скорбящие его» — это ангелы, которые провожают человека.

И нефеш тоже рыдает, ведь сказали мудрецы (Санедрин, 91б), что душу и тело судят вместе, как сказано (Теилим, 50:4): «Призывает Он небеса сверху и землю — к суду над народом Своим». И так все создания Творца горюют, ведь душа взята от них всех, как сказано (Берешит, 1:26): «Сделаем человека по образу Своему».

[Это объясняется тем, что написано в книге «Руах Хаим» (5:1): «В великой милости Своей к созданиям, “и создал Г-сподь Б-г человека из Праха земного, и вдунул в ноздри его дух жизни”. “Дух жизни” — это духовная сила, состоящая из всех миров, от самого низшего мира и до самого высокого. Эта сила включает все виды ангелов и т. д. И из-за того, что человек состоит из всех миров, в действительности, всё зависит от человека. И пусть не говорит тот, кто отвернулся от Творца “я — дерево засохшее”, “если правильно поведу себя, что из этого получится, а если согрешу, что испорчу?” Ибо человек — это центральная точка круга, к которой тянутся все линии (т. е., радиусы), несмотря на её мизерность. И если эта точка хоть чуть-чуть сдвигается, это движение тысячекратно отражается на всём круге. И также человек. Если совершает что-то хорошее, ослабляет в себе силу зла. И благодаря этому сила зла уменьшается в этом мире и во всех мирах, и миры эти обретают совершенство. И также верно обратное — человек может повредить их всех и прибавить им зла, не дай Б-г. И в этом смысл того, что сказал Всевышний “сделаем человека” — все мы сделаем его вместе, и дадим ему силы от всего. И после создания человека сказано “и стал человек духом живым”. На первый взгляд, из того, что написано дальше, нужно было сказать “и был в человеке дух живой”… В действительности же Писание намекает на то, что благодаря своей душе человек стал нефеш всего и нешама всего, ибо от его действий зависит состояние всех миров… Он как душа в отношении миров, а они по отношению к нему как тело».]

И об этом также сказано (Санедрин, 104б), что каждый, кто слышит плачущего ночью, плачет вместе с ним. И это рыдание достигает корня души, и оттуда исходят рыдания того, кто плачет вместе с ним.

Слезы её на щеках у неё. Как известно, всякие страдания, которые душа испытывает в аду, тело, рыдая, испытывает в могиле. И не может оно вытереть слёзы. А у души в аду связаны руки, как сказано (Коэлет, 7:26): «И нахожу я, что горше смерти… руки ее скованы».

Нет ей утешителя среди всех любивших её. Как сказано в книге Мидраш (по «Пиркей де-Раби Элиэзер», гл. 34), есть три вещи, которые любит человек. Одну из них он любит лишь внешне, а за другие две он готов отдать душу. Тору и заповеди он любит лишь немого, а ради денег и благополучия своей жены и детей он готов пойти на самопожертвование. Но когда он умирает, они предают его. Имущество остаётся у него дома, а члены семьи провожают его до ворот кладбища и возвращаются домой, как сказано (Мишлей, 11:4): «Не поможет богатство в день гнева», и сказано (Теилим, 49:8): «Не выкупит брата своего».

Все друзья её изменили ей, стали ей врагами — как сказано в книге «Зоар» (Ваеце, 147б), что сторона святости любит человека и защищает его и в этом мире, и в мире Грядущем, если он прилепляется к ней. А сторона нечистоты так поступает с тем, кто прилепливается к ней. Вначале обнимает его, притворяясь, что любит его. Но потом само оно готовит ему наточенный меч и воюет с ним, как сказано (Мишлей 5:3-4): «Глаже елея нёбо её… но последствия от нее горьки, как полынь…» — это горькая капля, [которой ангел смерти убивает человека]. «….Остры, как меч обоюдоострый» — это меч ангела смерти. И сказали об этом мудрецы (Хагига, 16а, на стих Миха, 7:5): «”Не верьте злу” — если скажет тебе дурное начало: “греши!”, не верь ему».

А то, что о любящих её сказано, что нет ей утешителя, говорит о том, что от любящих его [у его семьи и достояния] нет у него ни пользы, ни вреда после его смерти. В противоположность этому, [дурное начало приводит к тому, что после смерти человек получает наказание].

Надо сразу сказать, что Святилище-Храм, Сион и Иерусалим соответствуют трём частям человеческого мозга. Храм соответствует правому полушарию, в котором обитает хохма (мудрость), которая, как известно, именуется «святыней». Сион соответствует левому полушарию, в котором обитает бина (понимание). Ибо там была дана Тора, в которой 50 врат бина. И написано (Йешаяу 2:3): «из Сиона выйдет Тора». А третья часть мозга — это Иерусалим, который соответствует даат (знание). Иерусалим называется «слово Всевышнего», как сказано (Теилим 33:6): «словом Г‑сподним небеса сотворены». И написано (Йешаяу 2:3): «и слово Г-спода из Иерусалима».

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=47336