Со всей строгостью — Наказание из-за греховных побуждений

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1617

В Талмуде рассказывается история о еврее, который был в дружественных отношениях с человеком по имени Камца и в то же время враждовал с другим человеком по имени Бар Камца. Однажды этот еврей устроил богатую трапезу, на которую были приглашены мудрецы Торы и многие другие знатные люди. Хозяин хотел пригласить своего друга Камцу и послал к нему слугу с приглашением. Но слуга ошибся и принес приглашение Бар Камце. Когда увидел хозяин, что среди приглашенных сидит его недруг, то приказал ему немедленно покинуть место трапезы. Бар Камца предложил оплатить свою порцию, только бы его не выгоняли и не позорили прилюдно. Но хозяин отказал ему. Тогда Бар Камца сказал, что готов оплатить половину всех затрат на трапезу, а после – все затраты трапезы. Но и тогда он получил отказ. После этого хозяин выгнал Бар Камцу. Сказал тогда Бар Камца: «Поскольку присутствовали на трапезе мудрецы и не протестовали против моего позора, значит, это было им на руку».

Чтобы отомстить Бар Камца пошел к римским властям и сообщил, что евреи бунтуют против них. В результате этого навета был разрушен Храм, а народ Израиля был изгнан со своей земли (Гитин, 55б-56а).

Вот перед нами картина того, как два человека готовы были идти в своем гневе до конца. Движимые местью, они выплеснули на врага весь свой гнев, не пытаясь обуздать его.

А ведь хозяин трапезы мог ограничить свою ненависть, получив при этом часть стоимости трапезы. Но он не готов был остановиться, пока не унизил Бар Камцу настолько, насколько позволяла ситуация.

Но и Бар Камца, униженный и оскорбленный, повел себя ничем не лучше хозяина трапезы. Наверняка он мог бы ограничиться приглашением своего оппонента в суд для взыскания с него морального ущерба, или даже дождаться момента и лично отомстить ему, но не жаловаться римлянам, что стало причиной разрушения Храма и многих бед для всего народа.

Эта трагическая история должна научить нас тому, насколько должен человек воспитывать в себе силу, чтобы сдерживать свои эмоции. И даже если не удается справиться с собой в полной мере, то хотя бы пусть постарается взять себя в руки и сдержаться наполовину или частично, как это делали наши праотцы, о которых мидраш рассказывает, что свои греховные побуждения они не реализовывали до конца. Даже если к сожалению и стыду уступил дурному началу, то пусть уступит минимально. А в результате этого человек выиграет дважды, и с Небес будут измерять строгость его преступления лишь частичной мерой. Кроме того, есть шанс, что со временем человек добьется полного контроля над своими дурными желаниями.


http://www.beerot.ru/?p=16807