Чего мы ждем?

Дата: | Автор материала: Рав Йоэль Шварц

1960

Мы находимся в периоде года, называемом шлошет ашавуот, три недели. Это время с 17 Тамуза и до 9 Ава. Это три траурные недели, когда существует много ограничений для проявлений радости из-за скорби по разрушенному Храму.

Однако к нашей грусти добавляется еще один аспект: трепетное ожидание прихода Машиаха. Конечно, тяжело каждый год ждать его, а затем переживать разочарование, вновь проходя через тяжелый пост 9 Ава. Этот пост тяжел не только физически: тем, что он длинный и проходит в самую жаркую пору года. Он тяжел еще и морально, потому что очень тяжело ожидать чего-то неконкретного, чего-то, что не имеет временных рамок, чего-то неизвестного.

Давайте немного рассмотрим этот вопрос, чтобы иметь представление и о том, где по отношению к эре Машиаха можем находиться мы, а главное – бояться нам ее или ожидать с нетерпением?

Рамбам пишет, что в эпоху Машиаха, в отличие от Будущего мира, все будет подчинено законам природы, то есть явных чудес не будет: из земли не будет расти готовая одежда, а на деревьях не вырастут свежие хрустящие булочки.

Однако, в контексте мнения Рамбама, нужно присмотреться к технологическому прорыву, совершившемуся за последние 200 лет. «Зоар» (Ноах, 7:11) пишет на стих: «В шестисотый год жизни Ноаха… проемы небесные открылись», что начиная с шестисотого года последнего тысячелетия (с 5600 года еврейского исчисления) откроются врата Небес, и на землю спустится большое знание. И действительно, с тех пор мировая наука развивается все стремительнее с каждым годом. Мы уже привыкли и почти не удивляемся появлению все новых открытий. Это нас не пугает, наоборот – это интересно.

Рамбам считает, что это происходит для того, чтобы находить пропитание человеку было легче, и он мог больше времени посвятить изучению Торы. Производительность повышается за счет машин, повсеместно заменяющих многочасовой человеческий труд. То есть, работая меньше часов, человек с помощью новейших технологий производит больше, чем раньше, работая руками. Это замечательно и, вроде бы, лучше и быть не может.

В совсем недалеком прошлом великие мудрецы Торы считали многие достижения прогресса полезными для подготовки к эре Машиаха. Рав Йеошуа Лейб Дискин, узнав, что в Эрец Исраэль проложена первая железная дорога, сказал, что это было приготовлено Свыше, чтобы евреям было легче добраться в Землю Израиля.

То же следует отнести и к изобретению самолетов, которые, несомненно, внесли и еще внесут большой вклад в облегчение прибытия евреев в Эрец Исраэль, словно осуществляя написанное у пророка Йешаяу (60:8): «Кто это летит, словно облако, и как голуби – в голубятни свои?»

Один из наших великих учителей, проходя мимо пекарен «Энжел» в Иерусалиме и видя, как из соседнего здания мукомольного комбината идет труба, по которой мука напрямую поступает из одного здания в другое, считал это верным знаком, указывающим на скорый приход Машиаха. Такой простой доставка муки в Иерусалиме еще никогда не была.

Однако, глядя на происходящее, тяжело поверить в то, что народ Израиля удостоится прихода Машиаха раньше намеченного срока… Поэтому Всевышний посылает евреям горести и испытания, чтобы у нас было больше заслуг, чтобы мы заслужили Избавление раньше. Известно, что мудрецы Гемары писали, что не хотели бы жить в это тяжелое время. И это пугает, несмотря на весь технический и научный прогресс.

Женщинам, конечно, технический прогресс очень «на руку». Здесь все сделано как будто для нас. Стиральная и сушильная машина, посудомоечная машина, микроволновая печь, даже миксер для теста и хлебопечка! По сравнению с нашими бабушками у нас уйма свободного времени… И все равно нет ни минуты на то, чтобы сесть почитать Теилим. Нет времени на вдумчивую молитву… У нас нет времени на качественное общение ни с людьми, ни со Всевышним.

Эти три недели говорят нам: расставьте свои приоритеты. Подумайте, что на самом деле важно. Снизьте уровень шума вокруг себя – не только музыки. Освободите себе время на мысли, на печаль о разрушенном Храме. Подумайте, как это могло бы быть, если бы с нами был Храм… Не нужно молиться за здоровье – все выздоровели. Не нужно молиться за благополучие – все хорошо устроены. После прихода Машиаха закончатся войны, не будут больше гибнуть солдаты и мирные жители. После прихода Машиаха евреи займут, наконец, свое законное место – уважаемого народа Торы.

Нам бы только пережить хевлей Машиах – «родовые муки» перед приходом Избавления. А они будут не только физическими. Талмуд (конец трактата Сота) пишет: «Перед приходом Машиаха наглость взлетит до небес, дороговизна будет предельной, виноград плодоносит, а вино дорого. Власти отрицают Тору, и нет порицающего, в доме собрания – разврат. Мудрость изучающих Книгу (Тору в целом) будет презренна, боящиеся греха будут отвержены, истина будет отсутствовать. Юноши позорят стариков, старики вставать будут перед молодежью, сын срамит отца, дочь восстает на мать, невестка – на свекровь, домочадцы человека станут его врагами. Лик поколения подобен морде собаки, сын не стесняется отца…» Разве не все это, или почти все – уже свершилось?! Однако в людях остается стремление к справедливости. Несмотря на все ухудшающееся состояние поколений, есть люди, которые плывут против течения, возвращаются к Торе. И Всевышний никогда не оставляет этот мир, чтобы он погряз во зле. Как написано в книге «Даат Твунот», именно в тот час, когда кажется, что Всевышний оставил мир, наоборот, Он обновляет Свое влияние на него к добру. Все мысли и действия Всевышнего направлены лишь на то, чтобы исправить этот мир, а не навредить ему. Но поскольку Он по своему замыслу очень сильно скрывает Свои намерения (эстер паним), кажется, что мир оставлен Им, а люди страдают. На самом деле в это самое время Он творит для них спасение.

Хафец Хаим в своем «Письме о (времени) перед приходом Машиаха» написал: «Разум обязывает (осознавать), чтобы не продлилось долее время прихода нашего праведного Избавителя, потому что мы находимся уже на такой ступени, хуже и ниже которой и быть не может. И нам стоит ускорить Избавление тем, что мы вернемся к тшуве и подготовим себя с помощью Торы и добрых дел».

Так смеем ли мы надеяться, что все кончится хорошо уже в этом году? Талмуд (там же) говорит: «и не на кого нам надеться, кроме нашего Небесного отца». Чтобы надеяться на Его спасение, нам следует что-то предпринять, чтобы перевернуть качество Б‑жественного суда в качество Его Милосердия. Наши мудрецы говорят, что тот, кто хочет уберечься от мук перед приходом Машиаха, должен заниматься Торой и гмилут хасадим (милосердием, добрыми делами). Причем заниматься ими, как своим бизнесом, то есть, стремясь как можно больше сделать, – лично и своим имуществом, чтобы ни один день не прошел без этого. Это должно помочь, поскольку качество Хесед (милосердие) сильнее качества Дин (Суд).

И, конечно, чтобы не будить качество Суда, следует говорить о ближних только хорошее, а также удержаться от гнева и от оскорблений, в том числе научить детей, что нехорошо давать другим обидные клички. Стоит удерживаться от любого участия в раздорах, даже если кажется, что они «во имя Небес». И еще Хафец Хаим говорит о молитве: даже если человек вовсе не достоин, чтобы его молитва была принята, но он молится, просит и умоляет, Всевышний из милосердия Своего посылает ему то, что он просит. Тем более следует просить и молить об Избавлении.

Одна из главных составляющих ожидания Машиаха – собственно ожидание. Об этом даже спросят на Небесном суде – «ждал ли ты Спасения?» (Шаббат, 38). Хафец Хаим объясняет, почему Тора так внимательно отнеслась к сомнению Сары, когда она получила весть от ангелов о рождении Ицхака. Смех Сары показывает нам (по правилу «деяния отцов – знак для сыновей»), что в конце дней также будут смеяться и не верить тем, кто указывает на скорое избавление. Не верится, что после такого долгого и тяжелого изгнания, когда народ Израиля дошел до дна своего отчаяния, унижен и страдает от многочисленных бед и нападок – и вдруг он будет спасен? Точно как в Египте, когда не слушали Моше «из-за того, что не хватило духу и от тяжести работы». А если и верят, то не в скорое избавление, а в неопределенном будущем, поэтому и работать над собой будем потом, «ближе к делу». У нас нет свежести ощущения, что Машиах может прийти абсолютно в любой день – завтра, например! А мы не готовы!

Изгнание – это ночь. А тьма перед рассветом – самая сильная. Сейчас мы находимся на этом этапе – этапе непроглядной тьмы. Нужно ли нам бояться? Наверное. Однако надо знать, чего бояться. Мы боимся террора, мы боимся финансового кризиса, мы по уши в боязни за свой завтрашний день. Но стоит осознать, что все эти страхи – временные, только до того момента, когда начнет проблескивать первый луч зари. А пока нам стоит хотя бы с той силой, как мы молимся о здоровье и благополучии наших близких, молиться за скорейшее Избавление с приходом нашего праведного Спасителя, вскорости, в наши дни. Амен!

Подготовила З. Скаржинская

 


http://www.beerot.ru/?p=27531