Человек радуется, если ему удается заработать. Заработал сегодня – радуется, завтра еще заработал – опять радуется. И дальше – с увеличением состояния растет его радость. Если нам расскажут, что наш друг заработал, мы тоже порадуемся за него. Но дальнейшие его успехи уже не вызовут у нас такой большой радости. В чем разница? Человек радуется каждой новой удаче, если дело касается его самого. А к успехам других он быстро привыкает, и радость с каждым разом все меньше.
Можно заметить, что с приходом каждого праздника мы испытываем радость, но с каждым днем праздника радость эта тает. Но у мудрецов Торы – это не так! Напротив, глубокая радость вызывается погружением в суть праздника, и с каждым днем праздника это погружение становится все глубже, лучше понимается значение праздника, легче прочувствовать ценность необыкновенного подарка, данного нам Всевышним, благословен Он, и с каждым днем увеличивается радость.
Есть разные уровни служения Всевышнему. Есть служение поверхностное – с корыстными мотивами или по привычке – аводат анефеш, есть служение с чувством и с воодушевлением – аводат аруах, но оно – тоже поверхностное, и воодушевление со временем сходит на нет.
Но есть служение внутреннее – аводат анешама, радость от которого со временем только увеличивается.
Как этого достичь? Об этом спорят Бейт Шамай и Бейт Илель. Вспоминать ли о чуде Хануки, зажигая, по мнению Бейт Илель, с каждым днем — на одну свечу больше, в соответствии со служением мудрецов – внутренним служением, когда осознание чуда становится глубже с каждым днем. Или – по мнению Бейт Шамай, зажигая с каждым днем – на одну свечу меньше, в соответствии со служением большинства – поверхностным служением, когда самый волнующий день праздника – первый день, и чем больше дней праздника впереди, тем больше он значит для нас, а в последние часы мы его почти не ощущаем.
В этом споре просвечивает главный вопрос человека, который стремится приблизиться к настоящему служению Всевышнему. Перед ним – два пути: в своем, пока еще поверхностном, служении подражать мудрецам, даже если он знает, что еще далек от их уровня, или скрупулезно выверять свои поступки и действовать только в соответствии со своим уровнем.
В каждом пути – свои достоинства и недостатки. Если будет копировать поступки мудрецов, может ошибиться в самооценке, возомнив себя одним из великих. Но поступая в точном соответствии со своим уровнем, может облениться и вместо того, чтобы подняться, скатиться еще ниже.
При этом, идя по второму пути, он всегда будет правильно себя оценивать, и сможет подниматься вверх по пути истинному, не занимаясь самообманом. Он поймет, что, оставаясь на уровне поверхностного служения, он будет опускаться все ниже (каждый день – на одну свечу меньше), и это подвигнет его подниматься вверх и достичь уровня внутреннего служения. По мнению Бейт Шамай, человек должен четко осознать, на каком низком уровне он находится, насколько это опасно для него, и, осознав это, повышать свой уровень.
А Бейт Илель считает, что человек должен подражать поступкам праведников, и таким позитивным образом напоминать себе о необходимости продвижения вперед (каждый день – на одну свечу больше), которое возможно только на уровне внутреннего служения. А как же правильная самооценка? Для этого необходимо учить мусар. Но в поступках – нужно выбирать позитивный путь без каких бы то ни было негативных моментов, которые несут в себе разрушение.
Перевод Х. Берман