10-е Тевета — Всевышний решает, будет ли в этом году отстроен Храм

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2793

Восьмого Тевета греческий царь Талмай заставил перевести Тору на греческий язык. Девятого Тевета умер Эзра а-софер. Сказано также у пророка Йехезкеля: «Сын человеческий, запиши себе имя этого дня, самый день этот; приблизился царь Вавилона к Иерусалиму в тот самый день» (37:2). Десятого Тевета началась осада Иерусалима, и спустя два года осады, Девятого Ава, Иерусалим пал, а Храм был сожжен Навухаднецаром.

Есть правило: если пост выпадает на субботу, то его также переносят на йом ришон (воскресенье). В наших источниках есть просчитанные таблицы всех дат, из которых нам известно, что Десятое Тевета никогда не выпадает на субботу. Но раби Давид Абудархам (выдающийся мудрец Торы, живший в Испании) пишет, что если бы случилось так, что Десятое Тевета выпал на субботу, то нам бы пришлось поститься. Почему?

Смех раби Акивы

В конце трактата Макот приводится история о четырех великих танах (мудрецах Мишны): рабане Гамлиэле, раби Элазаре бен Азарье, раби Йеошуа и раби Акиве, прибывших в Италию. Спустившись с корабля, они услышали ликующие крики из римских дворцов.

Рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азария и раби Йеошуа стали плакать, однако раби Акива рассмеялся. Спросили его: «Отчего ты смеешься»? В ответ спросил их раби Акива: «А вы отчего плачете?» Ответили ему мудрецы: «Как можем мы не горевать, когда эти (римляне) поклоняются идолам и приносят им воскурение, и сидят в уверенности и спокойствии на своих землях, в то время как наш Храм сожжен и разрушен». Сказал раби Акива: «Именно поэтому я улыбаюсь. Потому что из этой ситуации я учу правило – если идолопоклонникам Всевышний дает спокойствие в жизни и не наказывает их, то какой огромной будет награда тех, кто выполняет волю Его!?»

Вновь случилось, что эти четверо мудрецов были вместе. Они поднялись на гору Скопус (с которой хорошо видна Храмовая гора). Увидев развалины Храма, мудрецы разорвали на себе одежды в знак траура. Когда же они приблизились к Храмовой горе, то увидели, что из развалин Храма, из того места, где находилась Кодеш а-кодашим (Святая Святых), вышел лис. Рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азарья и раби Йеошуа заплакали, а раби Акива снова засмеялся. Как и в предыдущий раз, они вновь обменялись вопросами по поводу реакции на увиденное. Сказали мудрецы: «Место, о котором сказано в Торе (Бемидбар 1:51): “…посторонний же, который приблизится, (чтобы служить), да предан будет смерти”, а мы видим, что на этом месте ходят лисы, и после этого ты удивляешься нашим слезам?» Сказал им раби Акива: «Я улыбался, потому что из увиденного следует подтверждение сказанному нашими пророками. Сказано у Йешаяу (8:2): “И взял я себе верных свидетелей: Урию, священника, и Захарию, сына Йеверехяу”. Но как могут быть свидетелями эти два пророка, когда один (Урия) жил во времена Первого Храма, а второй (Захария) жил во времена Второго Храма? И вот, как я учу смысл этого стиха. Йешаяу, взяв в свидетели этих двух пророков, поставил реализацию пророчества Захарии в зависимость от реализации пророчества Урии. Пророк Урия сказал: “Поэтому из-за вас (как) поле вспахан будет Цион, и Иерусалим руинами станет, и гора дома (Г-спода) – высотами лесистыми”. А у Захарии сказано: “Так сказал Г-сподь Воинств: еще сидеть будут старики и старухи на площадях Иерусалима, каждый с посохом своим в руке его – от глубокой старости”». Продолжил раби Акива: «Теперь, после того, как сбылось пророчество Урии, знаю я, что сбудется и пророчество Захарии». Услышав пояснение, приведенное раби Акивой, произнесли мудрецы: «Акива, утешил ты нас! Акива, утешил ты нас!»

Приведем еще один пример непонятного на первый взгляд оптимизма раби Акивы. Раби Элиэзер, учитель раби Акивы, умирал. Приходят ученики, чтобы навестить своего учителя, видят его в тяжелом состоянии и начинают плакать. Заходит раби Акива и, ко всеобщему удивлению, начинает радоваться. Спрашивают ученики: «Чему ты рад, ведь раби Элиэзер страдает? Свиток Торы в страданиях – как ты можешь радоваться?» Отвечает раби Акива: «Что бы ни делал раби Элиэзер в этом мире, все ему удавалось. Занимался вином – и это дело процветало, занимался медом и льном – и у него получалось. Всему, что делал раби Элиэзер, всегда сопутствовала удача. Я опасался, что Всевышний рассчитывается при жизни с раби Элиэзером за его великие заслуги. Теперь же, когда я вижу, что он терпит такие страдания, знаю, что неизмеримые заслуги за изучение Торы ждут его в будущем мире».

Наряду с привычным оптимизмом раби Акивы, есть случай, когда и раби Акива плакал. В трактатах Назир (23) и Кидушин (81) разбирается стих: «А если расторгнет их (обеты) ее муж в день, когда он услышит это, все вышедшее из ее уст, что до ее обетов и до зарока (на) душу, не состоится. Ее муж расторг их, и Г-сподь простит ей» (Бемидбар, 30:13). О чем говориться в стихе? Если женщина дает обет, который может помешать мужу, то он имеет право отменить его (имеется в виду только два вида обетов: обеты, «лишающие» ее, подобно постам, ограничениям в еде и питье и т. п. и те обеты, которые задевают отношения между ними).

Но что произойдет, если жена дала обет, и муж, услышав это, отменил его, но жене об этом не известно. Она живет, убежденная, что обет вступил в силу. И вот вдруг она не выдерживает и нарушает данный ею обет. Что происходит? С одной стороны – обета не существует, ведь муж его отменил. Но с другой – она совершает действие, будучи уверенной, что этим она нарушает обет. Что говорит в таком случае закон? Серьезного нарушения здесь, очевидно, нет, но поскольку человек, совершая действие, был уверен, что нарушает, – за это требуется капара (искупление). Об этом и говорится в конце стиха: «и Господь простит ей».

Говорит раби Акива: «Получается, если человек хотел съесть запрещенную еду, но вышло так, что съел он еду разрешенную, – все равно ему требуется искупление. Тогда человеку, желавшему совершить нарушение, и совершившему его, тем более требуется искупление, и намного большее, чем тому, который только хотел нарушить, но ему это не удалось».

Комментаторы поясняют, что раби Акива связал это пояснение в Талмуде с продажей братьями Йосефа. Они ведь хотели его продать и продали, совершив страшное преступление. Из пояснения Талмуда следует, что братья должны расплатиться за это. Пророческим духом раби Акива увидел, что казнь римлянами десяти величайших мудрецов Торы, будет тем самым искуплением продажи Йосефа, и среди казненных будет он сам.

Простил ли Йосеф братьев?

Утверждает Рабейну Бахье в главе Ваехи, что нигде в стихах Торы мы не находим, что братья просят прощения у Йосефа. Ведь, когда Яаков умирает, то братья, опасаясь того, что теперь Йосеф станет сводить с ними счеты, просят его не делать этого. Говорится в мидраше, что они послали Билу, которая растила Йосефа после смерти Рахели, со словами якобы от имени Яакова: «Так скажите Йосефу: прости же преступление братьев твоих и их грех, ибо зло причинили тебе! И ныне прости же преступление рабов Б-га отца твоего!» Что видно из этого? Что это сам Яаков ходатайствует за сыновей, но нигде мы не встретим их личной просьбы о прощении. Яаков не говорил этого, а братья сами не просили прощения. Говорит Рабейну Бахье, что и Йосеф, соответственно, нигде не говорит, что он прощает их, ведь его об этом не просили! Он только отвечает: «Вот, вы замышляли против меня зло, но Б-г решил его к добру, чтобы сделать то, что ныне есть: чтобы сохранить жизнь многочисленному народу» (Берешит, 50:20).

Из-за чего мы постимся Десятого Тевета? В этот день началась осада Первого Храма, закончившаяся его разрушением. Но ведь был отстроен Второй Храм! Осада Второго Храма началась двадцать второго Нисана, а разрушение произошло Девятого Ава. Говорится в книге «Драшот бен Ишай», что Десятого Тевета братья бросили Йосефа в яму, и это стало корнем многих бед народа Израиля. Говорит Хатам Софер, что в праздник Песах Всевышний восседает на Небесном Троне и судит весь мир – у кого какой будет урожай. В праздник Шавуот Всевышний судит о плодах деревьев. Десятого Тевета Всевышний также восседает на Небесном Троне и решает, будет ли отстроен Третий Храм в этом году или нет. Поэтому говорит раби Давид Абудархам, что если бы этот пост выпал на субботу, то мы бы вынуждены были поститься.


http://www.beerot.ru/?p=9585