Тринадцать качеств милосердия

Дата: | Автор материала: Рав Уриэль Шенберг

126

Связь между тринадцатью восхвалениями, которые произнес пророк Миха и тринадцатью качествами милосердия, названными Моше

Книга нашего великого учителя рава Моше Кордоверо «Томер Двора» говорит о заповеди следовать путями Всевышнего и уподобиться ему своими действиями. Нам известно, что наиболее возвышенное раскрытие Всевышнего в этом мире носит форму тринадцати качеств милосердия. Книга «Томер Двора» обсуждает все тринадцать качеств по порядку, и объясняет, каким образом человек должен вести себя, чтобы следовать путями Творца и уподобиться Ему. Рав Моше Кордоверо построил свою книгу не на привычных для нас тринадцати качествах, которые назвал Моше (Шмот, 34:6-7): «Господь, Господь, Б-г сострадающий, Милосердный и Милостивый, Долготерпеливый и великий милостью и истиной. Он хранит милость для тысяч, несет вину и преступление и прегрешение, и очищает». Книга основана на тринадцати восхвалениях, которые произнес пророк Миха (7:18): «Кто подобен Тебе, Б-г, несущий грех и устраняющий преступления остатку наследия Своего, не держит гнев Свой навеки, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами, покорит беззакония наши. И Ты ввергнешь в глубины моря все грехи их. Ты явишь истину Якову, милость Аврааму, о которой клялся Ты отцам нашим с давних времен».

В книге «Ликутей а-Гра» (собрание высказываний Виленского Гаона) говорится, что тринадцать восхвалений пророка Михи выявляют скрытый внутренний смысл тринадцати качеств милосердия, приведенных в главе Ки Тиса.

И объясняется это тем, что Миха перечислил эти качества в качестве восхвалений, а наш учитель Моше произнес их как молитву и как просьбу к Всевышнему. Он просил, чтобы Всевышний проявил эти качества <при управлении этим миром>, в то время как Миха говорил об их раскрытии в высших духовных мирах. Эти миры выше нашего материального мира, в них есть только восхваление и совершенство, <то есть, в них раскрытие Всевышнего настолько велико, что существование зла там просто невозможно>. А Моше говорил о мире, в котором существует сокрытие Лика Творца. Он просил, чтобы высший мир, о котором будет пророчествовать Миха, проявился с помощью качеств милосердия, которые действуют в нашем мире, и которые Всевышний раскрыл в главе Ки Тиса.

Ниже мы объясним, каким образом тринадцать качеств, названных Моше, соответствуют тринадцати восхвалениям Михи, и как Моше с молитвой распространяет управление, которое относится к высшему миру, и на этот мир.

Для того, чтобы понять тринадцать восхвалений Михи, из которых выходят тринадцать качеств милосердия Моше, вначале необходимо объяснить их порядок.

А он таков:

1. Исток управления миром с помощью качества милосердия, а именно, желание и возможность сделать добро. В это включается сила терпения и возможность прощать.

2. К кому это поведение относится.

3. Способы, которыми Всевышний пользуется, чтобы аннулировать обвинения, которые не дают сделать добро.

4. Полноценность, которой народ Израиля достигнет в конце дней – и это самое большое добро, которое возможно сделать кому бы то ни было.

Первые и последние восхваления пророка Михи написаны во втором лице, в то время как средние восхваления – в третьем. Разница между вторым и третьим лицом заключается в том, что обращение во втором лице может быть направлено к тому, кто раскрыт. А обращение в третьем лице относится к тому, кто спрятан и скрыт.

Первое восхваление основывается на изначальном желании сделать добро, и это желание выше всякого сжатия (цимцум) и ограничения. И так как раскрытие этого желания сделать добро никак не ограничено, ему подходит обращение во втором лице. И то же самое относится к последним восхвалениям, смысл которых – совершенствование тех, кто является получателем добра, с тем, чтобы они смогли в полной мере насладиться тем добром, о котором шла речь в первом восхвалении. Поэтому, им тоже подходит обращение во втором лице, ибо с их помощью раскрывается бесконечное добро.

Средние восхваления объясняют методы управления миром, в котором присутствует небольшая мера сокрытия Лика Творца. Поэтому, им больше подходит обращение в третьем лице. А восхваления «переносит грех» и «прощает преступления» – это переходная стадия между первоначальным желанием сделать добро и управлением, в котором есть элемент сокрытия Лика. И это подобно человеку, который хочет претворить в жизнь свои желания – он должен использовать разум, мудрость и понимание для того, чтобы превратить желание в реальное действие в материальном мире. Получается, что мудрость и понимание – это раскрытие желания, с одной стороны, и источник, из которого проистекает реальное действие, с другой. Точно так же восхваления «терпит грех» и «прощает преступление» действуют как мудрость и понимание в том смысле, что они претворяют в жизнь высшее желание. Именно поэтому, они могут обозначать и второе и третье лицо. <В Святом языке глаголы настоящего времени имеют одну и ту же форму во всех лицах.>

Краткое объяснение тринадцати качеств милосердия

יְ—הֹ—וָ—ה Вначале Всевышний помогает человеку не грешить [так как первое Имя открывается из очень высокого духовного мира, в котором нет греха].

יְ—הֹ—וָ—ה После греха Всевышний помогает человеку раскаяться и вернуться к Нему, и вновь стать желанным перед Творцом, благословен Он [так как второе Имя, которое открывается из духовного мира, в котором существует сокрытие Лика и свобода выбора, освящено первым Именем, которое раскрывает святость души Израиля].

אֵ-ל Бесконечная способность Всевышнего делать добро Своим созданиям.

רַחוּם Жалеет тех, у кого есть заслуги, но недостаточные, чтобы вынести строгий суд, [и терпит их нарушения].

וְחַנּוּן Безвозмездно дает тем, у кого нет заслуг [и пренебрегает их преступлениями].

אֶרֶךְ אַפַּיִם Проявляет сияние Лика исправления по отношению к праведникам, задерживая их награду, [таким образом увеличивая ее в грядущем мире]. Проявляет сияние Лика исправления по отношению к злодеям, задерживая их наказание, [чтобы у них было время раскаяться].

וְרַב חֶסֶד Придает большее значение праведным поступкам (которые включают изучение Торы, выполнение заповедей и добрые дела), чем злодеяниям, когда судит средних, чтобы склонить чашу весов в сторону добра [и заслуг].

וֶאֱמֶת Исполняет все это, чтобы качество добра было задействовано.

נֹצֵר חֶסֶד Сохраняет и развивает добро, [для тех, кого называют «тысячами»].

לָאֲלָפִים Управление, которое следит за тем, чтобы было множество тех, кому подобает получить Его благо. Речь идет и о количестве поколений, и о количестве душ в каждом из них.

נֹשֵׂא עָוֹן Всевышний выдерживает [благодаря заслугам праотца Якова] грех, который был совершен из-за вожделений, когда человек кается из страха.

וָפֶשַׁע Всевышний выдерживает [благодаря заслугам праотца Авраама] грех, который был совершен из-за мятежа, когда человек кается из страха.

וְחַטָּאָה Всевышний выдерживает [благодаря заслугам праотца Ицхака] грех, который был совершен по ошибке, когда человек кается из страха.

וְנַקֵּה Когда каются из любви, Всевышний очищает все недостатки и превращает их в заслуги.

Из книги «Ор Цафун» («Скрытый Свет»), рав Уриэль Шенберг. Перевод – рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=51467