Сказали мудрецы: «Произносите предо Мной в Рош а-Шана стихи Писания о царстве, чтобы воцарить Меня над вами» (Рош а-Шана, 16а). Таким образом, произнося в Рош а-Шана отрывки о царстве Всевышнего, мы провозглашаем, что Он – наш Царь. Но возникает вопрос: зачем нам воцарять Всевышнего, ведь Он – Царь всего мира и без того, чтоб мы провозглашали это? В чем состоит смысл произнесения отрывков о Его царствовании? Разве этого достаточно для воцарения?
Следует пояснить, что Всевышний, без сомнения, Царь всего мира, но в Рош а-Шана мы должны воцарить Всевышнего над собой. Мы должны почувствовать и осознать Его царство, и все наши поступки должны соответствовать этому, ведь Царь требует от народа следовать законам, которые Он установил и дает повеления, которые необходимо исполнять. А тому, кто не исполняет законы царя или делает что-либо против царской воли, один приговор – смертная казнь за бунт. Наша задача в Рош а-Шана состоит в том, чтобы с помощью произнесения отрывков о царствовании Всевышнего укрепить в своем сердце осознание того, что Он – царь, и таким образом побудить нас исполнять все, что Он повелевает нам.
И вот, есть те, кто исполняют волю царя из страха перед ним, осознавая, что тот, кто нарушит царское повеление – понесет наказание за бунт против царя. И есть те, кто исполняют волю царя из любви к нему – в сердце народа присутствует естественное чувство любви к своему царю, который заботится о них, обеспечивая все их нужды. Оба этих уровня относятся к духовной работе, основанной на произнесении отрывков о царствии Всевышнего: укрепить осознание власти царя через страх наказания (ведь каждый, кто нарушает заповеди Всевышнего – понесет наказание), а также укрепить в себе чувство любви ко Всевышнему через осознание того, что Он – Царь всего мира, который дает человеку все необходимое. Таким образом в сердце человека не появится даже мысль преступить Его заповеди. В этом суть написанного «…чтобы воцарить Меня над вами».
Страх перед Судом
Часто бывает, что человек не чувствует страха перед Судом и успокаивает себя, говоря: в прошлые годы я благополучно пережил Рош а-Шана, и это знак, что я праведник и мне незачем беспокоиться.
Я слышал от имени гаона рава Элияу Лопьяна (урок в ночь Йом Кипура в ешиве Поневеж), что эта мысль – ошибка. Раавад в своем комментарии на написанное у Рамбама («Законы тшувы», 3) предполагает, что злодеи, которым в Рош а-Шана подписан смертный приговор, необязательно должны умереть в тот же год. Возможно, это означает, что они умрут раньше назначенного им срока [например, будут жить до 50 лет вместо 75].
Но сейчас, пока человек еще молод, он не может знать обо всем этом. В любом случае, благополучно пережитый в прошлом году Рош а-Шана никак не доказывает, что человек был оправдан на Суде, и поэтому у него нет причин не испытывать страх перед Судом; ему следует раскаяться и вернуться к Творцу.
С другой стороны, по приговору Суда человеку могут быть добавлены годы жизни, и он может удостоиться долголетия, как написано: «Страх перед Б-гом – добавит дней» (Мишлей, 10:27). Кроме того, приводится в Гемаре (Хагига, 4б) история, в которой рассказывается, что ангел смерти ошибся и взял душу другого человека [безусловно, эта ошибка произошла по воле Всевышнего: ангел смерти был послан к другому человеку, но его задача изменилась]. Рав Бевай, сын Абае спросил у ангела смерти, что делают с годами жизни человека, который умер по ошибке раньше срока. И ангел смерти ответил, что их отдают тому, кто уступит и не требует даже того, что полагается ему (маавир аль мидотав).
Заслуга в День Суда
Существует хорошее средство, которое несомненно станет заслугой в День Суда. Сказали мудрецы: «Каждому, кто уступает и не требует даже того, что полагается ему, – прощаются все его грехи» (Рош а-Шана, 17а). Рабейну Йона «Шаарей Тшува» (1:28) пишет, что это открывает врата надежды удостоиться оправдания в Суде.
И действительно, сначала трудно промолчать и не ответить. Но после того, как это становится привычным – перестает быть тяжело. Ранее я рассказывал о человеке, который попросил совета справиться с гневом. И ему посоветовали: в тот момент, когда он гневается, пусть не кричит, а молчит. Сначала ему было очень тяжело, но по прошествии времени он привык и прекратил сердиться, поскольку привычка стала его натурой. Когда человек приучает себя сдерживаться, то со временем это перестает быть трудным, более того, у него появляется удовлетворение от этого.
Написано в Гемаре, что «прощаются все его грехи». Не только грехи, совершенные по ошибке или даже преднамеренно, но и самые серьезные прегрешения, выражающие бунт против Всевышнего – прощаются ему в соответствии с принципом «мера за меру», за то, что он сдерживал себя. Прощение всех грехов – это не только награда, но и возвышение на еще одну ступень, где человек получает дополнительную святость – святость души, которая поднимается над духовной нечистотой тела. Поскольку хорошие качества – это святость, а плохие – духовная нечистота, то, когда человек приучает себя к хорошим качествам, в нем укрепляется святость его души.
Сказал мне один человек, что сдерживать себя – очень трудно. Но истина в том, что это не трудно, если знать и понимать, какова награда за это, не чувствуешь трудностей. Люди готовы потратить несколько лет на то, чтобы приобрести профессию, они готовы переносить все тяжести учебы и сдавать трудные экзамены, чтобы после всего заработать немного денег на удовольствия этого мира. Человек не знает, сколько лет ему осталось жить, но, несмотря на это, он готов переносить трудности ради достатка в этом мире.
Человеку тем более стоит перетерпеть трудности и научиться сдерживать себя, чтобы удостоиться жизни вечной. Ведь таким образом он удостоится доброй и счастливой жизни не только в мире будущем, но и в этом мире. И, действительно, можно увидеть, что те, кто умеет сдерживать себя, всегда спокойны, счастливы и довольны своей долей, и это кроме того, что им прощаются все грехи.
Любовь между сыновьями
Известно, что в ешиве Кельм в месяце Элуль вешали специальное объявление, чтобы укрепить в сердцах любовь к ближнему. В это время главная задача – принятие царства Всевышнего, а царь желает, чтобы его слуги жили в мире между собой, и была любовь между ними. Народ Израиля также назван сыновьями Творца, как написано: «Сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему» (Дварим, 14:1). Отец, без всяких сомнений, желает, чтобы его сыновья жили дружно, и не было бы между ними раздоров. Поэтому тот, кто любит Отца и хочет следовать Его желаниям и найти милость в Его глазах (а ведь Он знает и мысли) должен укрепить в своем сердце любовь к другим людям и в каждом видеть достоинства.
Свойство праведников – всегда видеть в других достоинства, а не недостатки. В книге «Шаарей Тшува» (1:18) объясняется: «Праведники превозносят и восхваляют людей за те хорошие качества, которые есть в них, поскольку в каждом видят хорошее, а не недостатки. Злодеи же всегда видят только недостатки». И в «Шаарей Тшува» (3:117), и в «Ховот а-левавот» (6) приводится рассказ об одном мудреце, который вместе со своими учениками прошел рядом с трупом животного. Ученики сказали: «Как дурно пахнет от падали». А он ответил им: «Какие у него белые зубы». Во всем нужно видеть хорошее и найти повод для похвалы, и праведник радуется, когда видит хорошее.
В Кельме много говорили о том, чтобы видеть хорошее в человеке и уважать его, как написано в «Послании Рамбана»: «И пусть каждый человек будет выше тебя в глазах твоих» – с помощью этого достигается любовь к другим. В Иерусалимском Талмуде (Недарим, 9:4) сказано: «”И возлюби ближнего как самого себя” – это великое правило в Торе». Так же, как есть “великое правило в законах Шаббата” и “великое правило в законах седьмого года”, так и любовь к другим – “великое правило в Торе”, – во всей Торе. Через любовь к другим приобретается совершенство во всей Торе, и в канун Судного дня это является огромной заслугой.
«Я убегу от Тебя – к Тебе»
Рав Шломо Ибн Гвироль в своем пиюте «Кетер Малхут» писал: «А если взыщешь Ты с меня за грех мой, убегу от Тебя к Тебе и скроюсь от гнева Твоего под сенью Твоей», – в эти дни страшатся Всевышнего и бегут к Нему. Это требует объяснения: ведь когда боятся кого-то, то бегут не к нему, а от него. Какой смысл бежать от того, кого боишься – к нему самому?
Например, человек боится кого-то, кто может сделать ему зло. Если тот, кто ненавидит его – плохой человек, то он действительно в большой беде, ведь кто сказал, что тот человек сжалится над ним и будет согласен на примирение? Он же ненавидит его и хочет ему зла, нужно бежать от него, и вместе с тем постараться примириться с ним. Но если человек боится того, кто ему добрый друг, то он не должен бежать. Он может подойти к другу и сказать ему, что хочет помириться и готов сделать все, что потребуется. Друг, который любит его и хочет ему добра, несомненно, пожалеет его и помирится с ним.
Также поступаем и мы, когда боимся Всевышнего – ведь Он любит нас и жалеет нас и хочет нам добра, а не зла. И когда нам нужно помириться с Ним, то самое лучшее – бежать от Него к Нему, встать перед Ним, просить и умолять сжалиться над нами, обещать, что впредь мы исправим свои поступки и будем исполнять все, что Всевышний требует от нас. Ведь Он может все, и никто не может помешать Ему спасти нас. И Он, несомненно, сжалится над нами.
Радуются на Суде
Написано в «Шульхан Арух» («Орах Хаим», 581:4): «Стирают одежды и стригутся в канун Рош а-Шана». И также написано: «Чтобы показать, что мы уверены в Его милосердии, что Он оправдает нас на суде» («Мишна Брура», там же). Источник этих слов в Иерусалимском Талмуде (Рош а-Шана, 1:3): «Сказал раби Симон: написано: “Ибо кто подобен этому народу великому, чьи законы и постановления справедливы…”. Есть ли народ подобный этому? Обычно, если человек знает, что ему предстоит суд, он надевает черную одежду, облачается в черное одеяние и не стрижется, – ведь он не знает, каким будет приговор. Но еврейский народ не таков. Они надевают белую одежду и облачаются в белые одеяния, стригутся, едят, и пьют, и радуются, ибо знают, что Всевышний совершает для них чудеса». Зададим вопрос: как можно радоваться в такой день, ведь кто может знать, что удостоится оправдательного приговора?
Следует понять: имеется в виду не то, что мы уверены: бед и страданий не будет, а то, что мы знаем: все беды и страдания посланы с Небес для нашего блага. Я слышал как-то про человека высокого духовного уровня, который испытывал большие страдания в старости. Когда его спросили о самочувствии, он ответил, что чувствует себя хорошо, лучше быть не может! Он дал такой ответ, поскольку знал и верил полной верой: с Небес посылается человеку то, что хорошо для него, и даже страдания подобны лекарству, чтобы удостоиться жизни в будущем мире, как написано в трактате Брахот (60б): «Все что делает Творец, Он делает к добру».
Это подобно ситуации с больным, которому предстоит операция для спасения его жизни. После операции его ждут страшные боль и страдания, но больной рад операции, ведь она спасет его. Стоит ему перетерпеть временную боль ради спасения жизни. Небесный приговор и страдания, приходящие к человеку, призваны излечить его душу и помогают больше, чем боль после операции. Ведь такая боль не излечивает, а является лишь следствием операции, тогда как страдания по приговору Небес сами являются лечением и исправлением душе человека. Если человек праведен, то удостоится с их помощью увеличить свою награду в будущем мире, а если он злодей – страдания помогут ему искупить грехи.
Таким образом, поскольку всякий приговор Небес – исключительно для блага человека, то понятно, почему народ Израиля радуется в Рош а-Шана. Они знают, что Судья – наш Отец и наш Царь, Который жалеет нас, как жалеет отец своих сыновей. Какой бы приговор Он нам не вынес, – все к добру. И даже если, не дай Б-г, понадобятся страдания, – это ради нашего блага и жизни вечной.
Тора и раскаяние
В преддверии Рош а-Шана самый лучший совет, как достичь полного раскаяния – укрепиться в Торе. Существует Двадцать принципов раскаяния, реализовать которые – тяжелая работа. Но есть короткий путь достижения полного раскаяния – изучать Тору, ведь Тора освящает человека и побуждает его к раскаянию. А когда человек привержен изучению Торы, он естественным образом становится другим. Но все зависит от того, сколько времени он посвящал изучению Торы и полностью ли использовал время, не отвлекаясь на другие занятия.
Я разговаривал с человеком, который учит Гемару с теми, кто не соблюдает заповеди Торы. Он рассказал, что его ученики получают удовольствие от изучения Гемары, поскольку в ней есть красота мысли и логические построения, которые притягивают сердце. Этот человек не пытается убедить их соблюдать заповеди Торы, но со временем многие из них приближаются к еврейству и сами, по своему желанию начинают соблюдать заповеди, поскольку святость Торы проникает в душу и оказывает на них влияние.
С помощью изучения Торы можно удостоиться ступени раскаяния из любви. Написано в трактате Рош а-Шана (16б): «Почему трубят в шофар и до моливы Мусаф, и во время Мусафа? Чтобы запутать Сатана». Поясняет Раши: «”Чтобы запутать” – чтобы не обвинял. Когда услышит, как Израиль почитает заповеди – ему трудно продолжать свое обвинение». И нужно объяснить, почему Сатану трудно продолжать обвинение, когда евреи проявляют любовь к заповедям.
В книге «Хут а-Мешулаш» от имени раби Акивы Эйгера приводится объяснение (согласно Йома, 86а): когда евреи совершают раскаяние из любви, даже преднамеренные грехи превращаются в заслуги. И этим объясняется, что Сатан, видя любовь евреев к заповедям, опасается их обвинять и упоминать их прегрешения, ведь любовь к заповедям происходит из любви к Всевышнему, как следствие, евреи удостоятся раскаяния из любви, и грехи превратятся в заслуги.
Таким образом, изучение Торы приводит к раскаянию из любви; объясняется в книге «Месилат Йешарим» (гл. 19): радость от изучения Торы и исполнения заповедей является ветвью любви ко Всевышнему. Когда человек держится за эту ветвь и изучает Тору в радости, получая удовольствие, это связывает его с корнем любви к Всевышнему. Так написано в «Нефеш а-Хаим» (4:31): «Ибо полное истинное раскаяние, которое есть раскаяние из любви, может быть только через основательное изучение Торы». С помощью изучения Торы удостаиваются раскаяния из любви, когда грехи человека превращаются в его заслуги.
Наставление мудрецов
Что же можно сделать за оставшееся до Рош а-Шана время?
Есть совет, который дал Рабейну Йона в «Шаарей Тшува» (2:10): «Когда человек услышит наставление мудрецов, пусть слушает внимательно, и смирит себя, и раскается. Пусть он примет в сердце своем все слова назидания и не упустит ничего. И вот, человек этот в одно мгновение выйдет из тьмы на яркий свет. Он прислушается, и внемлет, и поймет сердце его; и вернется он и примет. В тот день, что услышит слова назидания и исполнит их на себе, делая все, что укажут ему мудрецы Торы с этого дня и далее, и будет осторожен в соответствии с предостережениями, которые услышит от знающих времена, – его раскаяние будет принято, и станет он другим человеком».
Таким образом, пусть человек постоянно слушает слова наставлений из уст мудрецов, пусть будут у него наставники, все время ведущие его к Торе и заповедям. Или пусть он учит книги наставлений, которые пробуждают сердце его и оказывают на него влияние. Если принимает он в сердце своем исполнить все слова назиданий – с помощью этого он в одно мгновение становится совершившим истинное раскаяние, с этого момента все его грехи стерты, как будто их не было.
И еще больше написал Рабейну Йона: «С того момента, как человек принял это в мыслях своих и решил об этом в сердце своем – он приобрел для души своей заслугу и получит награду за все заповеди и наставления. Хорош его удел, ибо за короткое мгновение превратился в праведника». Таким образом, не только его грехи будут стерты, но уже с этого момента у него есть заслуга всех добрых дел, которые он совершит в будущем. С этого момента есть у него и святость, и помощь Небес, как будто он уже совершил эти добрые дела, ведь он сейчас находится на пути, который приведет его к исполнению всех заповедей и совершению добрых дел.
Но Рабейну Йона добавляет условие: «И после того, пусть каждый день посещает своих наставников и набирается мудрости у всех своих учителей». Он должен продолжать постоянно слушать или читать слова наставления. Ведь если он послушает слова наставления только один день и прекратит, то назавтра он забудет то, что услышал. Наставления необходимо получать постоянно, чтобы не забыть свой долг в этом мире. И если человек исполняет все это, то он находится на пути, который приведет его к полному преображению, и уже сейчас он стал полностью раскаявшимся. Счастлив он, ибо в одно мгновение превратился в праведника!
Перевод – Р. Гальчук