Сказано в недельной главе Матот: ««И говорил Г-сподь Моше: «Отомсти за сынов Израиля мидьянитам». И говорил Моше народу: «Пусть снарядятся из вас мужи в войско, и будут они против Мидьяна, чтобы совершить возмездие Г-сподне над Мидьяном. По тысяче из колена, по тысяче из колена: от всех колен Израиля пошлите в войско» (Бемидбар, 31:1-4)». Следует понимать, что мидьяне были большим народом, и 12 тысяч человек от всех колен Израиля не являлись серьёзным ополчением против них. Но они выполняли волю Всевышнего и полагались на его помощь. Объясняет Мидраш раба, что повторение слов «по тысяче из колена» означает, что от каждого колена были призвана дополнительная тысяча человек. Одна из причин, по которой были призваны дополнительные тысячи людей – чтобы они молились за победу.
В то же время сказано в Теилим: «Стоят ноги наши в воротах твоих, Иерусалим» (Теилим, 122:2)». Объясняет Раши на основе мидрашей, что эти слова следует понимать так: «Стоят ноги наши» (то есть, мы противостоим нашим врагам и побеждаем их) во время войны в любом месте в силу того, что во вратах Иерусалима занимаются Торой.
В связи с этим у меня возник вопрос: почему, согласно Мидраш раба, дополнительные тысячи человек были призваны на войну с Мидьяном для молитвы, а не для занятий Торой? Ответить на него можно следующим образом. В пустыне ко времени войны с Мидьяном занимался Торой весь народ Израиля. Это было его основным занятием все сорок лет скитания там. Дополнительно к этому были призваны тысячи людей для молитвы. Таким образом подчеркивается, что нужны люди, которые молятся, несмотря на то что весь народ Израиля занимается Торой.
Говорят мудрецы, что есть вещи, стоящие на вершине мира (т. е. чрезвычайно возвышенные), которыми люди пренебрегают. В частности, речь идёт о молитве (Брахот, 6б. Раши там). Нам всем необходимо задуматься над тем, как исправить свою молитву. Дело в том, что наши занятия Торой при всей своей важности могут нести в себе упоение силой собственного разума. Источником молитвы же является то, что человек осознаёт, что сами по себе мы не можем ничего без помощи Всевышнего. Поэтому мы видим в разных местах жизнеописания Моше рабейну, насколько важное место в его жизни занимала молитва, хотя заслуг, связанных с Торой, у него хватало.
В своё время рав из Бриска (раби Ицхак-Зеев Соловейчик) коснулся очень болезненной темы. Он сказал, что, когда Гитлер пришёл к власти в Германии, евреи в соседней Польше не особенно молились, хотя его цели в отношении евреев были уже известны. Когда же армия немецкого фельдмаршала Роммеля продвигалась по северной Африке в сторону Земли Израиля, евреи там молились очень усердно. Её продвижение было остановлено на территории Египта при Эль-Аламейне в ходе произошедших там чудесных событий.
В связи с этим хочу коснуться одной серьёзной проблемы: мы привыкли к чудесам. Эта привычка очень опасна. Сказано в трактате Мегила (7б): «Не каждый год происходят чудеса». Отсюда следует, что на чудеса нельзя полагаться. Для нас же «не полагаться на чудеса» – это молиться Всевышнему. Для того, чтобы молиться о спасении, нужно осознавать опасность, и понимать, что Он всесилен и может, а также хочет нам помочь. А от нас требуется обращение к Нему, т.е. молитва. Тридцать два года назад во время первой войны в Персидском заливе, когда Израиль находился под ракетными обстрелами, рав Хаим Каневский сказал, что ни одна ракета не упадёт на Бней-Брак. Для этого, после напряжённой дневной учёбы, он ночами читал Теилим. То есть он полагался не только на изучение Торы, но и обратился, со всей своей силой духа, ко Всевышнему. Рав Шимшон Пинкус в Своей книге «Врата в мир молитвы» пишет, что молитва, повторяющаяся много раз, имеет особую силу. Именно так молился Моше рабейну. Именно благодаря молитве мы можем удостоиться милосердия Всевышнего. Обычно ради молитвы не прерывают учёбу. Но когда стало известно, что рав Гершон Эдельштейн находится в тяжёлом состоянии, в ешиват а-Ран прервали учёбу и читали Теилим.
Мидраш рассказывает историю о том, как бездетная супружеская пара пришла к одному из танаим, чтобы развестись (из-за отсутствия детей). Он разрешил им развод с условием, что они сделают в честь этого праздничную трапезу, после которой жена заберёт из их общего дома то, что для неё наиболее ценно. На трапезе жена напоила мужа вином, а когда он заснул, забрала его с собой. Самым ценным для неё в их совместном хозяйстве оказался муж. К сожалению, в наши дни во многих случаях жена бы в этой ситуации забрала компьютер. В некоторых семьях сегодня муж и жена, вернувшись с работы, садятся каждый за свой компьютер. У каждого из них есть своя отдельная интересная виртуальная жизнь. В реальной же жизни они живут, повернувшись спиной друг к другу. Рав Пинкус в своей статье Тиферет а-Тора писал, что в Торе уделяется такое важное место Святой земле потому, что Всевышний дал нам Тору в качестве свода законов, предназначенных для духовной совместной жизни с Ним. И связь, которая достигается посредством исполнения этих законов, похожа на духовное единение мужа и жены. А идеальным домом для этого единения является Земля Израиля.
Принципиальный вопрос состоит в том, как мы живем со Всевышним. Обращаемся к нему только тогда, когда нам от Него что-нибудь нужно, или потому, что мы Его любим и хотим быть с Ним. Рав Шимшон всегда говорил, что жизнь праведного еврея отличается от жизни праведного нееврея тем, какое место уделяется в этой жизни Творцу. Вопрос в том, постоянно ли мы живем со Всевышним в сердце, повернувшись к Нему лицом, или уделяем Ему лишь какую-то часть своего времени, а то и обращаемся к Нему «без отрыва от производства».
Мы уже коснулись роли Торы и молитвы в нашей жизни на примере войны Израиля с Мидьяном. Если человек непрерывно занимается Торой только ради Небес, ради постижения Высшей мудрости, ему, возможно, не нужна молитва. Сказано в мишне в трактате Шабат (2а): «Делают перерыв для чтения Шма, но не прерываются для молитвы». Гемара разъясняет, что мудрецы, постоянно изучающие Тору, делают перерыв в своих занятиях для того, чтобы прочесть молитву Шма — поскольку ее время определено Торой («когда ложишься и когда встаёшь»), тем более — прерывают для прочтения Шма все дела. Однако мудрецы Торы не обязаны прерывать изучение Торы для молитвы «Шмонэ-эсрэ», поскольку ее время не определено Торой, а согласно другому мнению потому, что эта молитва — вообще только постановление мудрецов Торы. Гемара (11а) уточняет, что мишна, которая говорит, что не прерываются для молитвы, имеет в виду только тех, кто подобен раби Шимону бар Йохаю, и его товарищам, изучение Торы для которых — их непрерывное и единственное занятие, однако подобные нам — делают перерыв и для Шма, и для молитвы. Поясняет Раши, что поскольку мы и так прерываем наши занятия Торой для работы, так тем более прервём для молитвы.
Сказано у пророка Ирмиягу: ««Если есть такой мудрец, который понял бы это, и с кем говорил бы Г-сподь, – пусть объяснит он, за что погибла страна, опустошенная, как пустыня, так что никто не проходит (там).» И сказал Г-сподь: «За то, что оставили они Тору Мою, которую Я дал им, и не внимали голосу Моему, и не следовали ему» (Ирмиягу, 9:11-12)». Говорится в трактате Недарим (81а), что речь идёт о том, что не говорили благословение на Тору. Объясняет Байт хадаш, что проблема здесь была в том, что Тору учили вне связи с её источником – Творцом. Возвращаясь к нашей теме, можно сказать, что когда человек учит Тору, чтобы прилепиться ко Всевышнему и удостоиться присутствия Шхины, это и есть цельное изучение Торы. Мы должны изучать Тору не иначе, чем повернувшись лицом к Нему. Это то, что на языке наших мудрецов называется «изучение Торы ради неё самой». Невозможно это сделать, занимаясь Торой так, как занимаются математикой. Изучать Тору ради неё самой возможно, когда человек учится ради того, чтобы услышать слово Всевышнего, и, восприняв это слово, поступить так, как Творец этого хочет. Это включает в себя исполнение Закона, укрепление веры и полное единение с Ним.
Зачастую, в силу тяжёлых проблем, мы далеки от Всевышнего. Ребёнок при рождении получает дурное начало, и не всегда его воспитывают так, что у него есть силы с ним бороться. Это приводит к тому, что человек формируется, привыкая жить, отвернувшись от Всевышнего. Сегодня от нас требуется научиться поворачиваться к Нему лицом. Самый простой и естественный способ для этого – это наша молитва, при условии, что она является искренним обращением к Творцу. Всевышний сказал Моше рабейну призвать дополнительные тысячи людей для молитвы для того, чтобы народ Израиля знал, что даже когда все учат Тору, необходимо обратиться ко Всевышнему.
Молитва – это тот рычаг, который помогает нам не отвернуться от Него. Человек может заниматься Торой очень много и глубоко, а также соблюдать все, что он знает. Однако вопрос в том, обращается ли он при этом лицом к Творцу, или нет. Поэтому молитва на месте учёбы, причём молитва вдумчивая, основательная, важна не менее, чем сама учёба. Ешива – это в первую очередь место, где мы обращаемся к Всевышнему. Для того, чтобы мы это не забывали, там установлена молитва. Находиться лицом к Всевышнему, в том числе и во время молитвы – это то, над чем необходимо работать всю жизнь. Для этого нужно понять, что Всевышний слушает и понимает нас. Многие же привыкают к тому, чтобы произнести скороговоркой слова молитвы, не вникая в её смысл. Молитва же у нас называется служением в сердце. То, что считается нормальным при исполнении заповеди – исполнение её ради воли Творца, для молитвы достаточным не является. Если человек будет молиться только для того, чтобы исполнить свою обязанность, а не для того, чтобы обратиться ко Всевышнему, по многим мнениям он не исполнит заповедь молитвы вообще.
Для того, чтобы приблизиться ко Всевышнему, нам необходимо постоянно обращаться к нему, чтобы не быть похожим на ту жену, которая при входе мужа не отвлекается от компьютера, поскольку у неё там своя интересная жизнь. Это важно в течение всего года, а особенно в месяц элуль, который является месяцем единения с Творцом. Именно об этом сказал царь Давид: «Близость Б-га — благо для меня (Тeилим, 73:28)». Рамхаль в начале своей великой книги Месилат йешарим писал, что это – единственное, что хорошо для нас. Всё остальное же – тщета.
Подготовил: рав Цви Маламуд