Месилат Йешарим — Глава 6 — О качестве расторопности

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

2298

ГЛАВА 6 — О КАЧЕСТВЕ РАСТОРОПНОСТИ

Вслед за осторожностью следует качество «расторопность»: ведь так же, как осторожность является основой соблюдения запретительных заповедей («не делай»), так и расторопность – основой повелительных («делай»), как сказано: «Избегай зла и делай добро…» (Псалмы 34:15). И смысл расторопности очевиден: это устремленность к заповедям и их совершенному исполнению, как мы находим у наших мудрецов, благословенна их память (Псахим 4а): «Расторопные спешат [навстречу] заповедям». Это значит, что так же, как необходимы отточенный ум и бдительность, чтобы избежать ловушек дурного начала и спастись от зла, чтобы оно не овладело нами и не вмешалось в наши поступки, так же необходимы ум и бдительность для того, чтобы стремиться к заповедям, удостоиться их исполнения и не потерять их. Ведь так же, как дурное начало старается всеми способами столкнуть человека в огонь греха, точно так же оно старается помешать ему исполнять заповеди, лишить его их. И если человек будет расслаблен, ленив и не будет гнаться за ними изо всех сил, он останется «пустым», лишенным заповедей. Нужно заметить, что природа человека тяжеловесна из-за грубости его материального начала, поэтому он не стремится к преодолению трудностей и тяжелой работе. И тот, кто хочет удостоиться служить Создателю, должен возобладать над собственной природой и поторопиться, ведь если он оставит себя во власти собственной лени и медлительности, то совершенно ясно, что он не достигнет успеха. Об этом сказал мудрец (Авот 5:25): «Будь дерзок как тигр и легок как орел, стремителен как олень и силен как лев, исполняя волю Отца твоего, который на Небесах». И также мудрецы, благословенна их память, причислили Тору и добрые дела к вещам, требующим усилий (Брахот 32б). И Писание говорит об этом прямо (Йеошуа 1:7): «Исполнись силой и укрепись очень, дабы беречь и исполнять все сказанное в Торе, которую заповедал тебе Моше, раб мой», – ибо много сил потребуется тому, кто хочет перевернуть человеческую природу.

Шломо много раз предостерегал об этом, видя зло, заключенное в лени, и великий ущерб от нее (Притчи 6:10-11): «Немного сна, немного дремы, немного сложа руки полежать… И гонцом придет твоя бедность, и недостаток [придет] как стражник». Ведь лентяй, хотя и не делает зла прямо, навлекает на себя зло, не исполняя того, что возложено на него. И сказано (там 18:9): «Тот, кто расслаблен в своей работе, – брат вредителю». Ведь хотя он и не вредитель, наносящий зло активным действием, не думай, что он далек от него. Он – брат его и подобен ему. И далее, для того, чтобы образно показать нам зло, заключенное в лени, Шломо описывает то, что мы видим собственными глазами каждый день (там 24:30-34): «По полю ленивого мужа прошел я, и по винограднику равнодушного человека. И вот, везде проросли колючки, репей покрыл его, и ограда из камней разрушена… Немного сна, немного дремы… И гонцом придет твоя бедность…» Кроме простого смысла, который здесь очевиден – ибо все описанное происходит с полем лентяя буквально, – есть еще у нас трактовка приведенных мудрецами стихов (Ялкут, Мишлей 961): «»И вот, везде проросли колючки…», – это значит: ищет [ленивый] объяснение какого-либо места [в Торе] и не находит; «репей покрыл…», – это значит: поскольку [он] не усердствовал в учении, [теперь] сидит и называет чистое нечистым, а нечистое – чистым, и, [в конце концов], разрушает ограду, установленную мудрецами». Каково его наказание? Объяснил Шломо (Коэлет 10:8): «…разрушающего ограду ужалит змея». Это значит, что зло от лени приходит не сразу, а постепенно, так что человек не осознает и не чувствует этого. Переходит от одного [вида] зла к другому, пока не найдет себя тонущим в абсолютном зле. Вначале он только трудился меньше, чем нужно, но из этого вытекает, что он не учил Тору как следует, а недостаток учения приводит к недостатку понимания. Даже если бы на этом зло и закончилось, оно было бы достаточно велико! Однако оно растет дальше; желая любой ценой объяснить [непонятное] место, он выводит из него нечто несоответствующее закону, разрушая и извращая истину. Затем он нарушает установления и разрушает ограды, и в конце его ждет уничтожение, как полагается всем разрушающим ограду [то есть тем, кто нарушает являющиеся «оградой» Торы постановления мудрецов). Сказал Шломо (Притчи 24:32): «Смотрел я, прочувствовал сердцем…», – размышлял я об этом и увидел, насколько велико в этом зло, – оно подобно яду, который распространяется мало-помалу, и действие его незаметно до наступления смерти. Об этом сказано (там 33-34): «Немного сна… И гонцом придет твоя бедность, и недостаток [придет], как стражник».

Мы своими глазами видим, как часто бывает, что сердце человека знает его обязанности и открывается ему, что надлежит делать для спасения души и что вменено ему в обязанность Создателем, – но человек, тем не менее, пренебрегает всем этим. И не потому, что не осознает своих обязанностей или по какой-то другой причине, а только из-за того, что лень отягощает и побеждает его. Он говорит: «Немного поем… немного посплю…», или: «Тяжело мне выйти из дому, ведь я уже разделся, как теперь оденусь?..», или: «Очень жарко… очень холодно… идет дождь…», и [будет искать] иные поводы и причины, которых полно у лентяев. И всякий раз Тора оказывается заброшенной, работа не исполняется, а человек оставляет Создателя. И сказал Шломо (Коэлет 10:18): «От лени обрушится потолок, а от слабости рук протечет дом». Но если ты спросишь лентяя, он приведет тебе множество высказываний мудрецов, стихов из Писания и разумных доводов, которые указывают ему, в согласии с извращенным его пониманием, на необходимость дать себе поблажку, и [позволяют] ему оставаться в ленивой неге. И он не замечает, что все эти причины и доводы порождены не трезвым анализом, а исходят от лени, которая побеждает и склоняет его разум к таким доводам, чтобы он не слушал мудрецов и людей с верным пониманием. И об этом буквально вопиет Шломо (Притчи 26:16): «Лентяй в собственных глазах мудрее семи царских советников»[1]. Лень не позволяет ему даже прислушаться к словам наставляющих его, и он считает всех заблудшими и глупцами, а себя одного – мудрецом.

И вот важнейшее правило, проверенное теми, кто стремится воспитать в себе качество воздержания: всякое облегчение [в законе] нуждается в проверке. Несмотря на то, что оно может быть правильным и необходимым, нередко оно в действительности оказывается советом дурного начала, плодом его хитростей. И потому всякое облегчение необходимо проверять тщательно и многократно. Если после всех проверок оно окажется правильным, тогда, несомненно, оно имеет силу.

Вывод: человеку нужно делать усилия над собой, дабы исполнять заповеди расторопно и избавиться от сковывающего его груза лени. [Пусть лучше он прибегнет к лени для борьбы со своими животными вожделениями, вся сладость которых преходяща и от которых остается лишь позор в мире будущем.] Обрати внимание, ведь за это качество [расторопность] восхваляются ангелы, о которых говорится (Псалмы 103:20): «Могучие силой, исполняющие слова Его, слушающие Его голос», и еще сказано (Иехезкель 1:14): «А хайот[2] [движутся] вперед и назад, и видом [подобны] молнии». Человек – это человек, а не ангел. Он не может достичь силы ангела, однако, несомненно, он обязан приблизиться к этой ступени настолько, насколько возможно. И царь Давид говорил, восхваляя свою долю (Псалмы 119:60): «Торопился я без промедления исполнять Твои заповеди».

  1. Перевод согласно объяснению «Мецудат Давид».
  2. Разновидность ангелов.

http://www.beerot.ru/?p=20813