Пурим и Песах — два звена одной цепочки событий

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1063
пурим и песах

С Б-жьей помощью!

Обращение рава Игаля Полищука к празднику Песах

Дорогие друзья!

В трактате Мегила есть дискуссия о том, когда исполнять заповеди Пурима в високосный год: 14 и 15 числа первого Адара или 14 и 15 числа второго Адара? Принятая алаха в том, что «сближают» два избавления. Во втором Адаре мы исполняем заповеди Пурима, радуемся и веселимся спасению от Амана и Ахашвероша. А в следующем месяце — Нисане — мы празднуем Песах и рассказываем нашим детям и близким о чудесах исхода из Египта. И даже в обычный (не високосный) год «когда наступает Адар увеличивают радость» означает, как пишет Раши, радость месяцев Адар и Нисан и т. д.

В этом состоит связь Пурима и Песаха как двух последовательных звеньев одной цепочки событий. Это тем не менее очень странно: события Песаха произошли почти на тысячу лет раньше Пуримской истории! Да и порядок месяцев еврейского календаря таков, что Нисан — первый месяц, а Адар — двенадцатый.

Говорят наши мудрецы, что в Нисане евреи были освобождены (во время событий Песаха), и в Нисане будут освобождены (когда наступит окончательное Избавление). Суть грядущего Избавления мы можем понять из событий Пурима. Цепочка вроде бы несвязанных и далеко не самых благоприятных для евреев «случайных» событий превращается в подготовку к спасению и избавлению. В событиях Пурима наш народ увидел, что даже самые тяжелые обстоятельства оказались частью правления Творца, которое всегда ведет к добру. В силу радостного постижения этого евреи заново приняли Тору.

Именно это мы также увидим с приходом грядущего полного Избавления (геула шлема): все трагедии и страдания нашего долгого изгнания были необходимой частью цепочки, ведущей к Избавлению. Силу укрепить нашу веру в это мы черпаем из событий и чудес Пурима.

Ожидание Машиаха называется на святом языке ципия ле-йешуа. Рав Уриэль Шенберг в своей замечательной книге «Ор Цафун» объясняет, что слово ципия означает «видение» или «предвидение». Пророки на иврите называются цофим (есть в Иерусалиме ар а-цофим — гора, с которой было видно место Храма). Способность «увидеть» грядущее Избавление мы черпаем из событий Пурима, и, безусловно, само «предвидение» Геулы приближает ее. Однако Всевышний обусловил окончательное Избавление тшувой нашего народа. Поэтому святые дни между Пуримом и Песахом (а также дни Сфират а-Омер) — это дни искоренения зла в нас самих, время укрепления в изучении и соблюдении Торы.

Сказано в Мидраше Эйха, что свет Торы возвращает наш народ к добру. Заново принять Тору в Пурим, трудиться над тем, чтобы свет ее стал для нас величайшей радостью в жизни, уповать и предвидеть окончательное Избавление — это наш путь приближения Геулы. Безусловно, очень важна работа над собой каждого из нас. Но этого недостаточно. Нам необходимо ощущать себя частью всего народа Израиля. Поэтому наш путь — занимаясь работой над собой, помнить и думать о том, как удостоить Торой весь народ Израиля. Мы должны молиться об этом и стараться всеми силами нести ее свет нашему народу. Дай нам Б-г вскоре, в наши дни, удостоиться восстановления Иерусалима, полного исчезновения зла и полноценного раскрытия света Единства Творца!

Песах кашер ве-самеах!

Кашерного и радостного Песаха!

Игаль Полищук


http://www.beerot.ru/?p=46102