Величие радости

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

3134

О месяце Адар Бет (второй Адар) сказаны известные слова: «Когда наступает Адар, умножают радость» (относительно первого Адара есть сомнения). А потому приведем здесь несколько высказываний о важности радости, которые, с одной стороны, сами по себе могут обрадовать, а с другой – помогут человеку воспитать в себе качество радости. Чтобы понять и прочувствовать эти небольшие отрывки, стоит читать их по отдельности в течение всего месяца.

  1. Раби Мешулем Зюша из Аниполи (о котором известно, что он жил в страшной бедности, но, тем не менее, сказал, что ни разу в жизни не видел беды) говорил, что можно служить Святому, благословен Он, с плачем, а можно – с радостью. Намек на разницу между этими видами служения присутствует в Теилим (126:5-6): «Сеющие в слезах – жать будут с пением. Идет и плачет несущий суму с семенами, придет с песней несущий снопы свои». «Сеющие в слезах» – это те, кто служат Всевышнему с горечью. «Жать будут с пением» – те, кто служат с радостью. Разница между ними в том, что те, кто служат с плачем («идет и плачет»), получат лишь то, что они посеяли («несущий суму с семенами»). Те же, кто служат с радостью («придет с песней»), получат во много раз большую награду («несущий снопы свои»)!

[Примечание автора. Здесь имеется в виду плач из-за страха перед Творцом, подстегивающий человека к служению, но ни в коем случае не слезы отчаяния и депрессии. Поскольку граница между этими состояниями тонка и не всегда ощутима, следует предпочесть служение с радостью.]

  1. Я слышал, что существуют два способа служения Святому, благословен Он: либо в соответствии с первым указанием Рамо в «Орах Хаим» («Представляю Г-спода перед собой всегда» – служение, основанное на страхе перед Б-гом), либо в соответствии с последним указанием Рамо там же («А у кого сердце весело, у того всегда пир» – служение, основанное на любви к Б-гу и радости). Разумеется, без трепета перед Б-гом полноценное служение невозможно, равно как и без любви. Вопрос лишь в том, на чем ставить акцент.
  2. Сказано: «Ибо с радостью выйдете…» (Йешаяу, 55:12) – посредством радости можно «выйти» из всякого зла. А далее написано: «…и с миром (шалом) водимы будете», то есть те, кто служат Б-гу в радости, достигнут предела совершенства (шлемут).
  3. «Служите Г-споду в радости» (Теилим, 100:2). Этот стих можно также понять, как «служите Г-споду радостью» (на иврите слово бе-симха может означать как то, так и другое – прим. перев.). То есть радость сама по себе считается служением Б-гу!
  4. Слова, которые мы произносим в «Алейну Лешабеах»: «На нас возложено… который не сделал нас подобными народам» – нужно произносить с радостью.
  5. Радость является ключом к благосостоянию – как в материальных, так и в духовных вопросах. Когда дурное начало видит, что сейчас подходящее время… то повергает человека посредством печали (от имени рава Авраама из Слонима).
  6. Внутри каждой взрослой личности присутствует также личность ребенка, у которой можно многому научиться: ребенок радуется, даже если прямо перед этим плакал по какой-либо причине.
  7. Посмотрев вокруг себя, человек найдет с виду приличных людей, помыслы которых нечисты, либо они постоянно (даже в Шаббат) думают только о деньгах или о власти и общественном положении. Увидев таких людей, пусть искренне радуется за свою участь (в душе оплакивая таких людей).
  8. Если бы мы только приблизились к виночерпию и хлебодару фараона в их уровне радости! Ведь в наше время, увидев радостного человека, спрашивают: что случилось? А эти вельможи, находясь в тюрьме, вместо того чтобы впасть в тяжелую депрессию, на протяжении года находились в добром расположении духа, и когда однажды они были печальны, Йосеф спросил их: почему ваши лица грустны сегодня?
  9. «И будет: там, где было сказано им “не Мой народ”, будет сказано им: “сыны Б-га живого”» (Ошеа, 2:1). Объяснение таково: вместо того, чтобы думали, что они – не Мой народ, лучше, чтобы укрепились в вере и в радости, вернулись на верный путь и сказали себе: «сыны Б-га живого».
  10. В святом языке есть десять названий радости. Они призваны помочь евреям усмирить десять народов, о которых Святой, благословен Он, говорил нашему праотцу Аврааму.
  11. Рав Ицхак Зильбер, благословенна память святого праведника, сказал мне, что он знал одного еврея – простого из простых – который очень старался уговорить своего товарища сделать обрезание. Когда этот еврей преуспел в своем стремлении, его лицо буквально светилось из-за этого на протяжении двух недель.
  12. Он же рассказал мне, что знал очень Б-гобоязненного еврея, у которого был очень мудрый сын. Этот сын заболел и покинул этот мир за несколько дней до праздника Симхат Тора. Обычно именно отец ушедшего организовывал все праздничные акафот (традиционные танцы со свитками Торы – прим. перев.). Люди подумали, что в этот раз, скорее всего, будет иначе, но, к их удивлению, он очень радовался, плясал и пел песни во славу Торы. Этот человек сказал им, что так же, как заповедь «И истязайте души ваши» (в Йом Кипур) следует выполнять в любых условиях, так и заповедь «И будешь веселиться в твой праздник» следует выполнять вне зависимости от обстоятельств (рав Зильбер рассказывал мне эту историю со слезами на глазах)!

[Примечание рава Игаля Полищука. По закону человеку, который находится в трауре, нельзя веселиться в Симхат Тора, как обычно. Однако в случае, когда от него зависит радость и веселье общины, ему можно веселиться.]

  1. Мой учитель рав Гедалья Айзман, благословенна память праведника, говорил, что всегда приводит отрывок из книги «Месилат Йешарим» (глава 19) о том, что, когда Давид просил у Б-га: «Сохрани это навеки» (Диврей а-Ямим I, 29:18), он прежде всего имел в виду не пожертвования, о которых говорится в этом отрывке, а сопровождающую их сильнейшую радость.
  2. А через два дня после моего ирусина (помолвки) мой учитель рассказал нам о своих изысканиях на тему того, почему так важно веселить жениха и невесту.

Мишна в трактате Авот говорит о десяти чудесах, которые были в Храме. Одно из них заключалось в том, что ни один человек не жаловался на то, что ему мало места в Иерусалиме. Как такое может быть? Ведь на праздник приходили все – в том числе самые гневливые и нетерпеливые люди. Почему же ни один из них не жаловался? Сказать, что Б-г лишил этих людей свободы выбора, не представляется возможным – ведь вся суть человека как раз и заключается в том, что он обладает свободой выбора, а если так, то разве можно лишать его этой черты? Ответ же следует искать в стихе, называющем Иерусалим «весельем всей земли». То есть Иерусалим был городом радости. В сборниках толкований мудрецов на Писание (конец «Шмот Раба»; «Мидраш Эйха», 2:15) даже написано, что если находившийся в Иерусалиме во время одного из трех праздников человек ощущал беспокойство по поводу своих заработков, он был обязан выбежать за пределы Иерусалима, найти себе место, где можно подумать, успокоиться, а затем вернуться в Иерусалим.

Все наши реакции на происходящее во многом обусловлены нашим настроением на данный момент. Выиграв в лотерею, человек с трудом заметит, если сразу после этого кто-нибудь наступит ему на ногу. Тот же, кто «встал не с той ноги», напротив, может весьма бурно отреагировать, если кто-то слегка заденет его плечом. А поскольку Иерусалим был городом радости, то весьма естественно, что всем присутствующим было легко воздержаться от жалоб на тесноту.

Таким образом, становится понятно, почему люди так стараются веселить жениха и невесту. Смысл этого – дать молодоженам заряд радости в начале их семейной жизни. Дело в том, что это – ключ к тому, как решить проблемы взаимных придирок и претензий в семье. Если супруги будут радостны, то смогут легко пройти через сложности и разногласия. Если же радости нет, то самая маленькая вещь будет казаться им значительной и мешать.

  1. Когда мне было 20, я получил письмо от великого мудреца рава Йоэля Клуфта, благословенна память праведника: «…беседа, призванная освежить голову, не считается пустым времяпрепровождением, ведь это необходимо для здоровья тела, души и духа… а главное – всегда, всеми средствами стараться пребывать в радости. И, как сказал раби Хаим Виталь, ни одна заповедь не может сделать того, что делает радость, и ни один грех не нанесет такого вреда, какой нанесет печаль…».
  2. «Внешнее пробуждает внутреннее, и если человек будет стараться делать то, что он делает, легко и расторопно, это породит энтузиазм и радость внутри него» («Месилат Йешарим», конец седьмой главы).
  3. Перейдя рассеченное море, евреи были счастливы и произнесли известную нам «Песнь моря» (Шират а-ям) – несмотря на то, что всего за месяц до этого погибли, как минимум, восемьдесят процентов еврейского народа. Святой рав Аарон из Белз прибыл в Землю Израиля во время Второй Мировой. Несмотря на то, что Катастрофа лишила его почти всей его семьи, его лицо светилось особой радостью (гаон рав Моше Шапиро, бывший в те дни учеником талмуд-торы, был среди встречавших; он рассказывал, что рав Аарон, прошедший ужасы нацистских лагерей, выглядел измученным и изможденным, а весил – не более 40 кг). Рава Аарона спросили: как такое возможно? А он ответил, что выучил это из «Песни моря».
  4. «И будет: когда пойдете – не идите с пустыми руками» (Шмот, 3:21). В Писании выражение «и будет» указывает на радость. То есть благодаря радости вы никогда не окажетесь с пустыми руками!
  5. В книге Эзры (2:65) написано, что когда евреи поднимались в Землю Израиля, они шли с «певцами». Комментаторы объясняют, что евреи хотели войти в Землю Израиля с радостью. А закладывая основы Второго Храма, евреи поставили левитов с трубами, чтобы делать это в радостном настроении.

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=24581