Истинная тшува — Письмо рава Игаля Полищука

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1896
истинная тшува

Слово тшува зачастую переводят, как раскаяние. Безусловно, раскаяние в грехах является важной и необходимой частью тшувы. Однако только частью.

Основной смысл слова тшува — возвращение.

В книге «Ховот а-Левавот» сказано, что тшува — это исправление отрыва от Всевышнего, вызванного грехами человека. Человек — Адам и Хава — был создан на высочайшем духовном уровне и помещен в Ган Эден, место особой близости к Творцу. Выдержав испытание со змеем, Адам и Хава должны были подняться еще на более высокий уровень единения с Творцом. Однако грех повлек за собой падение и изгнание.

Даже 130 лет тшувы Адама не вернули его на прежний уровень. Каин тоже совершил тшуву, которая облегчила его наказание, но, безусловно, не исправила в полной мере совершенный грех. Целые поколения после этого опускались, а затем некоторые люди совершали тшуву.

Безусловно, величайшей тшувой человечества было служение наших праотцов и праматерей — Авраама, Ицхака, Яакова и Сары, Ривки, Рахели и Леи. Их тшува вернула присутствие Творца — Шехину — в земной мир, и они удостоились ее присутствия в своих шатрах. Но и до них также жили великие праведники — Ханох, Метушелах, Шем и Эвер. Что же отличало наших праотцов и праматерей? Не многое в этом вопросе на самом деле доступно нашему пониманию и постижению, и не нам рассуждать о тех поколениях. Но одно можно сказать ясно — наши праотцы оставили после себя святой народ, царство священников Всевышнего, который принял на себя изучение и исполнение Его воли, заключенной в Торе. Это стало величайшим исправлением греха Адама и Хавы! Кроме того, великим исправлением всегда является возвращение душ праведных геров в народ Израиля.

Несмотря на принятие Торы, дурное начало продолжало действовать. Испытание с золотым тельцом и последовавшая после него тшува — лишь один из эпизодов великой войны, которая не прекращается ни на минуту. Борьба добра и зла внутри человеческой души за то, чтобы тяжким трудом удостоиться истинной близости к Творцу, продолжается постоянно.

Даже великий царь Давид пережил грех и последующую тшуву. В его тшуве, тем не менее, было нечто особое, чего не было ни у кого до него. В результате тшувы Давид смог вернуться на тот уровень, который у него был до греха.

Кроме того, он открыл эту возможность и для каждого из нас. Из потомства Давида произойдет Машиах, последний избавитель. Возвращение нашего народа к Творцу станет причиной его раскрытия. Машиах объединит и исправит мир, подчинит его Творцу, возвратив к Нему человечество. Тем самым он завершит цикл мировой истории и окончательно уничтожит зло.

Однако какое все это имеет отношение к нам? Во все времена, в периоды взлетов и падений нашего народа, у нас оставалась великая основа — цепочка передачи Торы. Во все времена были семьи, в которых Тора, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, передавалась от отца к сыну. По крайней мере часть евреев во всегда хранила великое достоинство, которое было получено от праотцов — быть народом Творца.

Наше поколение, в основном, к сожалению, выросло, лишенное этого. Ураган скверны оторвал нас от духовных корней нашего народа. Мы назывались евреями, не понимая на самом деле, что это значит — быть евреем. Мы потеряли наше истинное богатство и устремились к сомнительным достижениям культур других народов. Мы стали знатоками и носителями русской и немецкой культуры больше, чем сами русские и немцы! Греческая скверна проникла в наши души, и мы с гордостью составляли списки евреев-математиков, евреев-врачей… Однако, подобно дням ханукального чуда, Храм наших душ — даже после осквернения — сохранил чистое оливковое масло Торы. Б-жественную душу невозможно искоренить из нашего народа. Это то, о чем сказали мудрецы, что Исраэль даже если согрешит (тяжко согрешит) — остается Исраэль. Сыновья нашего народа, даже отдалившись из-за тяжких грехов от Источника жизни, остаются сыновьями Всевышнего в силу частицы Б-жественного, хелек Элока мимааль.

В силу обещаний Творца о вечности нашего народа ради исполнения завета, Он чудесным образом оживляет наши души, возвращает нас к исполнению заповедей, помогает построить еврейские дома, дает возможность погрузиться в глубины Своей Торы. Внутреннее стремление, которое побудило нас сдвинуться с мертвой точки, и начать возвращение к истокам, пробуждает также великую помощь Свыше, без которой у нас не было бы никаких шансов идти по пути возвращения к Творцу.

Наша личная тшува — лишь часть общего возвращения. Только когда мы построим настоящий еврейский дом, в котором Тора будет передаваться от отца к сыну, наша тшува укоренится в истоках духа нашего народа. Наши дети, внуки и правнуки должны стать евреями, которыми гордится Всевышний. Такая тшува потребует от нас большой работы. Подобно нашим святым праотцам мы должны построить дом, в котором будет обитать Шехина. Это достоинство дано всему нашему народу!

Правильное воспитание детей — это личный пример и постоянная забота о том, чтобы наши дети выросли праведными и любящими Тору евреями. Слава Б-гу и в этом мы видим в нашем поколении большую помощь Свыше. Тем не менее, важно помнить, что воспитание детей также зависит от нашего выбора. В какую школу отдать ребенка, у каких учителей он будет учиться и чему? Будут ли преподавателями Б-гобоязненные евреи, которые самоотверженно передают Тору своим ученикам и ученицам? Необходимо особо подчеркнуть: преподавателями Торы должны быть людьми с огнем в душе. Они передадут нашим детям огонь Торы и силу веры. Пишет Хатам Софер (Бава Батра, 21), что преподающий Тору с внутренней «прохладой», с неверием в собственные слова, передает детям «прохладу» и неверие. Куда мы посылаем детей? В школу с несколькими уроками «религии» в неделю или в место, где передают Тору из поколения в поколение? На что мы готовы потратить деньги: на урок Мишны и Гемары или на еще один кружок? Ответы на эти вопросы зависят от нас с вами.

Напомним себе слова Талмуда в трактате Бейца (16а), что все пропитание человека предопределено от Рош а-Шана до Рош а-Шана, кроме расходов на Шаббаты, праздники и обучение детей Торе. Если человек решит «сэкономить» в этих трех вещах, то Свыше ему сократят его бюджет. Если же человек увеличивает расходы на это, то и Свыше ему будет добавлено. Нельзя экономить на обучении детей Торе! Это — наша жизнь!

Святые дни месяца Элуль и последующие 10 дней трепета это время для того, чтобы мы укрепились в своей тшуве. Мы должны передать огонь Торы и веры, огонь трепета перед Всевышним и любви к Нему нашим детям. Личный пример важен, но он — лишь часть большой работы. Цельность передачи Торы следующему поколению это то, за что Творец особенно любил Авраама. Это является и нашей с вами обязанностью. Халатность в этой сфере совершенно недопустима и подрывает все наши усилия на сложном пути тшувы.

Желаю всему нашему народу удостоиться полноценной тшувы!
С пожеланием хорошего Элуля,
Игаль Полищук

Возможно, после этой статьи Вас заинтересует наша Еврейская школа онлайн:

еврейская школа


http://www.beerot.ru/?p=36994