Кто такой Хафец Хаим или почему Симхат Тора после Суккота

Дата: | Автор материала: рав Яаков Галинский

1366
после суккота

Есть известный вопрос. Почему мудрецы установили праздник Симхат Тора, в который мы заканчиваем один годичный цикл чтения Торы и начинаем другой, именно после Суккота? Я вам дам ответ, следующий непосредственно из Мишны: «Таков путь Торы. Кусок хлеба с солью ешь, в меру воды пей, на земле спи, нелегкою жизнью живи и над Торой трудись. Если будешь делать так, “счастлив ты и хорошо тебе”. Будешь счастлив в этом мире и будет хорошо тебе в мире Грядущем» (Авот, 6:4).

И объясняет автор «Ховот а-Левавот» (Врата отчета перед собой, 3:25): «Сказал один из мудрецов: “Как не могут сосуществовать в одном сосуде вода и огонь, так же не могут сосуществовать вместе в сердце человека веры любовь к этому миру и любовь к Будущему миру”. И еще сказали, что этот мир и Будущий мир – как две жены-соперницы у одного мужа: когда он угождает одной из них, приходит в гнев вторая» (перевод рава П. Перлова).

И никто не говорит, что в этом мире надо страдать, не дай Б-г. Ведь сказано, что «будешь счастлив в этом мире» и, кроме того, «будет хорошо тебе в мире Грядущем».

На что это похоже? На продавца на ярмарке, у которого много товару по хорошей цене, и он понимает, что эта ярмарка в течение недели обеспечит его на целый год вперед. Он не только что не попросит у покупателей дать ему поесть и отдохнуть, и прийти после перерыва, но он просто не почувствует ни голода, ни усталости, ведь его будет переполнять радость от удачной торговли. И, счастливый, он будет азартно торговать дальше.

Гемара (Шаббат, 88а) рассказывает про Раву, который раскачивался во время учебы, подложив под себя пальцы. Он отдавил их настолько, что они начали кровоточить, но, будучи погруженным в учебу, он не заметил этого и продолжал учиться!

А я вам расскажу то, что слышал от гаона и праведника, рава Исраэля Яакова Любченского, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь, машгиаха ешивы в Барановичах. Он был зятем Сабы из Новардока. Как-то он приехал в Эйшишкес, куда приезжали многие мудрецы, чтобы учить Тору в отрешении. В то время там был Хафец Хаим, который, отрешившись от внешнего мира, корпел над Торой в течение многих месяцев. Это было уже после того, как вышла его книга, принесшая ему известность во всем мире. Он целыми днями учился, а ел по очереди в семьях местных евреев. Каждый день – в другом доме. Это называлось «кушать дни».

Однажды к нему пренебрежительно обратился один из местных жителей: «Вы – автор знаменитой книги. Разве возможно, чтобы такой человек “кушал дни” у других людей? “Это ли Тора и это ли награда за нее?” Неужели Вы не в состоянии сами себя прокормить?»

Хафец Хаим нисколько не расчувствовался, и спокойно ответил ему: «В Теилим есть ответ на вопрос “Кто такой Хафец Хаим?” (дословный перевод названия книги “Хафец Хаим”, которое превратилось в прозвище автора, – “жаждущий жизни” – прим. пер.): “Каков человек, жаждущий жизни? Любящий дни, чтобы увидеть добро” (Теилим, 34:13). Хафец Хаим любит “дни”. Для чего? Чтобы увидеть добро. Нет добра большего, чем Тора, как сказано (Мишлей, 4:2): “Я преподал вам доброе учение. Не оставляйте Торы моей”».

И это ответ и на наш вопрос. Только после того, как мы вышли из прочного дома, и поселились в шалаше, после того, как мы поняли, что не надо слишком любить этот мир, мы можем по-настоящему радоваться Торе!

Перевод — Хана Берман


http://www.beerot.ru/?p=37504