Между первым и последним избавлением

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1612

Написано в книге Шмот (12:40): «А жительство сынов Израиля, сколько проживали в Мицраиме – тридцать лет и четыреста лет».

Этот стих из книги Шмот подтверждает то, что написано задолго до этого в книге Берешит (15:13): «И сказал Он Аврааму: знай же, знай, что пришельцами (буквально – временным жильцом) будут потомки твои на земле, не им (принадлежащей), и будут порабощать их и истязать их четыреста лет».

Но вот говорит нам раби Элазар бен Азария, что проживание народа Израиля в земле Египетской было в течение двухсот десяти лет.

Отвечает на это раби Элазар бен Арох, что отсчет четырехсот лет египетского изгнания нужно начинать не со времени, когда Яаков с семьями сыновей спустился в Египет, а с момента рождения Ицхака. Это следует из того, что в пророчестве Аврааму сказано: «…пришельцами будут потомки твои на земле, не им (принадлежащей)…», а потомок Авраама – это Ицхак. От рождения Ицхака и до выхода из Египта получается точно четыреста лет. Далее наши мудрецы поясняют разницу между упомянутыми в стихе 430 годами и 210 годами, о которых говорит раби Элазар бен Азария.

Но главный вопрос остается: почему отсчет лет египетского изгнания начинается с рождения Ицхака, который вообще никогда не спускался в Египет и не покидал Святой Земли?

Поясняют наши мудрецы, что пророчества о 400 годах египетского изгнания и мучений от тяжести порабощения включают в себя годы жизни праотцев, глав колен и их детей, несмотря на то, что никто из них не был порабощен в Египте.

Верно и то, что никто из праотцев нашего народа не страдал от тяжелейших работ на стройках великой египетской империи. Но страдания их были такими же тяжелыми, как и у их потомков, подвергшихся порабощению. Знание (из пророчеств) о том, что придет время, когда их потомки будут вынуждены отправиться в тяжелейшее изгнание, в землю, «не им принадлежащую», и что будут они там подвергаться тяжелейшим страданиям, причиняло не меньшие страдания самим праотцам. Понимание того невыносимого положения, в котором окажутся их потомки, проникало вглубь их души и не давало покоя на протяжении всех дней их жизни. Перед их глазами, как наяву, представали картины рабства в Египте, и эти страдания приравниваются к страданиям самого рабства.

Говорит Хафец Хаим об избавлении из изгнания, в котором мы так долго находимся.

Перед тем, как были изгнаны кнаанейские народы и их земли были дарованы евреем, прошли многие сотни лет. Так было потому, что Всевышний ожидал, когда «наполнится чаша грехов» этих народов. И если потомки Авраама должны были долго ждать, пока Всевышний терпел семь кнаанейских народов, то что же говорить о нашем времени, когда евреи живут под властью множества народов и ждут, пока переполнится чаша их грехов. И еще. Все предыдущие избавления были лишь временными, а окончательное избавление придет навсегда. Для этого нужно намного больше времени, чтобы окончательно исправить греховность всего мира, как сказано в книге Даниеля (12:10): «Разъяснятся и очистятся многие…»

Пишет Рабейну Бахье (Шмот, 5:22): «Знай, что все, что произошло с нашими праотцами в египетском, первом изгнании, является намеком и указанием на происходящее с нами в последнем изгнании, изгнании Эдома.

Когда был послан народу Израиля избавитель – Моше – вначале лишь отяготилась работа и усилилась ненависть египтян. Так и в последнем избавлении, которого все мы ждем: пробудится ненависть народов мира к Израилю, и будет усилено порабощение под их властью, а избавитель будет открываться и вновь исчезать, как это было с Моше в Египте, чтобы отяготить сердца наших ненавистников. Но в конце неминуемо придет полное и последнее избавление».


http://www.beerot.ru/?p=13206