Нер мицва — Видение Даниэля о четырех царствах

Дата: | Автор материала: Маараль из Праги

1127
вечность связи,царство Греции,видение Навухаднэцара,видение даниэля, Разъяснение видения Даниэля,смысл четырех царств
От редакции. Подзаголовки внесены редактором для удобства чтения материала.

Сочинение это – «Свеча заповеданная» – о свече Хануки.
Нектара цветочного и меда желаннее оно и слаще. 

Видение Даниэля о четырех царствах

Видел я в ночном видении, как четыре ветра небесных дуют в сторону моря великого. И четыре зверя больших вышли из моря, непохожих друг на друга. Первый – как лев, но крылья у него орлиные; смотрел я, пока не были оборваны крылья у него; и удален он был с земли, и поставлен на ноги, как человек, и сердце человеческое дано было ему. А вот другой зверь, второй, похожий на медведя; и стал он с одной стороны, и три ребра в пасти его, меж зубами его, и сказано ему: вставай, ешь много мяса. После этого вижу я, что вот – еще один, как леопард, и четыре птичьих крыла на спине у него, и четыре головы у этого зверя, и дана ему власть. Потом увидел я в видении ночном, что вот – четвертый зверь, страшный и ужасный, и очень сильный, и большие железные зубы у него. Он пожирает и дробит, а остатки топчет ногами, и не похож он на всех прежних зверей, и десять рогов у него (Даниэль, 7:2 – 7). [Раши (Берешит, 15:14), начальные слова Ве-гам эт а-гой: «Гам – прибавляет (к первому царству, где будет пребывать в изгнании потомство Авраама, то есть к Египту, еще) четыре царства, которые будут осуждены и наказаны за то, что они порабощали Израиль»].

И здесь надлежит нам спросить:

Нет сомнения, что эти четыре царства учредил Всевышний в Своем мире не как нечто свершившееся «случайно» [то есть так, что этого вполне могло и не быть], а так, как диктовал порядок вещей, Им установленный. И если это так – то почему же именно четыре?

Намек в самом начале Торы на четыре царства

И вот, в повествовании о сотворении Всевышним мира Своего намекает нам Писание на них (Берешит, 1:2): «Земля же была тоу ва-аоу – смятение и пустынность, и тьма над пучиною, и дух Б-жий парит над водами». Раши: «Смятение и пустынность (смятение от пустоты). תהו – тоу – означает изумление и ошеломление, ибо человек изумляется и приходит в смятение от такой пустоты… בהו – воу – означает пустоту и пустынность. Над пучиною. Над водами, которые на земле. И дух Б-жьй парит. Престол славы стоит в пространстве и парит над водами, (держась) духом Святого, благословен Он, и Его речением, подобно тому, как голубь парит над гнездом».

(Берешит Раба, 2:4): Раби Шимон бен Лакиш разъяснил, что Писание (Берешит, 1:2) намекает на царства. «И земля былаתֹהוּּ тоу – смятение»… это царство Бавель (Вавилон), как сказано: «Видел я землю, и вот она тоу – смятение…» (Ирмияу, 4:23). (И далее в том же стихе Торы): «…וָבֹהוּ ва-воу – и пустынность» – это царство Мадай (Мидия), как сказано: «וַיַבְהִילוּва-явъилу – и поторопились – привести Амана» (Эстер, 6:14). [Воу и явъилу – слова с одной корневой основой בה]. (И далее там): «…И тьма…» – это царство греческое, ослепившее тьмой глаза Израиля своими постановлениями, и оно повелело: «Напишите на бычьем рогу, что нет у вас удела у Б-га Израиля». (И далее там): «Над бездной» – это злодейское царство, которому нет постижения: как у нет постижения для бездны (не видно у нее дна), так это и у злодеев. «…И дух Б-жий витает» – это дух царя Машиаха, как сказано: «И почил на нем дух Г-спода» (Йешаяу, 11:2). В заслугу чего придет он вскоре? – «Витает над водами», – в заслугу тшувы [возвращения к Всевышнему], которая уподобляется воде, как сказано: «Излей, как воду, сердце свое» (Эйха, 2:19).

Итак, мы находим, что в час сотворения мира Своего предусмотрел Всевышний существование этих четырех царств, и потому нам надлежит спросить: что это значит, и по какой причине Он сделал так?
продолжение следует

Перевод — рав Пинхас Перлов


http://www.beerot.ru/?p=39328