Шмита. Отдых земли

ШМИТА

Отдых земли

Из комментария «Кли Якар» к Торе

«… пусть покоится земля в Субботу Б-га» (Ваикра, 25:2).

Относительно смысла этой заповеди существуют различные мнения. Многие утверждают, что отдых необходим земле для того, чтобы она могла продолжать давать силу посевам. К этому мнению склоняется Рамбам. Другие, однако, спорят с ним: ведь если это так, почему же наказанием за нарушение покоя земли служит изгнание? Было бы понятнее, если бы земля в наказание перестала растить плоды. Кроме того, нельзя сказать, что это будет «суббота Г-споду» – ведь это лишь потребность самой земли.

Сказано также (о времени, когда еврейский народ находится в изгнании): «Тогда даст утешение [Всевышнему] земля за субботы свои» (Ваикра, 26:34). Как же она «даст утешение» [Раши объясняет, что это будет утешение гневу Всевышнего за несоблюдение еврейским народом субботних лет], если в Стране поселятся другие народы, постоянно обрабатывающие землю? Как будет отдыхать земля без евреев?

Книга «Акедат Ицхак» указывает на другой смысл заповеди. Он состоит в напоминании о сотворении мира, о прошедших годах и том, что мир конечен. Подобное объяснение приводит и Абарбанель. Но и такое объяснение не очень понятно: субботний день, напоминающий о сотворении мира, повторяется еженедельно. И, если уж он не поможет, чем лучше гораздо более редкий седьмой год?

Смысл этой заповеди в том, чтобы укоренить в сынах Израиля веру и упование на Б-га. Ибо Всевышний, благословен Он, предвидел, что, придя в Страну и занявшись земледелием по обычаю всех народов, евреи весьма преуспеют в этом. И тогда забудут Б-га, не станут полагаться на Него, думая, что собственная сила и крепость рук принесли им удачу. Земля ведет себя согласно своей природе, а они – полновластные хозяева на ней.

Поэтому Всевышний противопоставил заповедь Торы естественному природному ходу вещей. Среди народов мира принято обрабатывать землю два года и на третий оставлять ее под паром, чтоб земля восстановила свои силы. Всевышний же сказал нам: «Шесть лет засевай поле твое…» – подряд год за годом, и Я обещаю тебе, что земля не пострадает от этого. Более того, по законам природы после шести лет посевов если и не иссякнет сила земли, то уж во всяком случае, и не прибавится. Всевышний же сказал, что в шестой год Он добавит силы земле – «И пошлю Я благословение Мое в шестой год и даст [земля] урожай на три года». Благодаря всем этим чудесам, люди будут знать, что Ему принадлежит земля, и станут уповать на Г-спода.

Подобно тому, как, собирая в пустыне ман лишь на один день, евреи полагались на Г-спода, так должны и мы полагаться на Него в год Шмиты. Нет сева и нет жатвы, однако полагайтесь на то, что в шестой год земля даст урожай на три года. И еще большее чудо: даже если урожай шестого года не будет больше обычного количеством, Всевышний пошлет Свое благословение в амбары, и хватит немного зерна, чтобы насытиться. И в этом есть очевидное чудо, превосходящее все другие.

Это объяснение понятнее, чем то, что сказано комментаторами. В соответствии с ним ясно, почему изгнание из Страны является наказанием за пренебрежение субботой земли. Ведь причина этого греха – в недостатке веры, упования на Творца (наделившего Страну Израиля особыми свойствами). Как сказано (Ирмияу, 5:1): «Пройдитесь по улицам Иерусалима и знайте и видьте, есть ли муж, ищущий веры – и прощу Я ему [Иерусалиму]».

Земля сама взыщет с грешников. Ведь она сама желает, чтобы благодаря ней укрепилась вера в Б-га. Кроме этого, благодаря заповеди Шмиты, все ощутят, что они – лишь работники на земле, Всевышний же – ее истинный хозяин.

И поэтому за пренебрежение этой заповедью сама земля строго спросит с евреев. О времени изгнания сказано «Тогда даст утешение [Всевышнему] земля за субботы свои» – сама земля даст утешение гневу Всевышнего за нарушенные еврейским народом субботние годы.

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=4819