От разрушения Храмов — к окончательному Избавлению

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

123
пробуждение

В начале месяца Элуль я хочу напомнить об истинном величии нашего народа, которое, к нашей боли, временно утрачено.

Наш народ унаследовал величие духа и веры наших праотцов. После очищения и испытания тяжким порабощением в Египте мы удостоились воочию видеть чудеса египетских казней и рассечения моря. Нашему учителю Моше открылся Всевышний, и он был послан, чтобы вывести наш народ из Египта, привести к подножию горы Синай и передать Тору — Устную и Письменную. Б-жественное присутствие (Шехина) вело наш народ 40 лет в пустыне огненным столпом ночью и облачным столпом днем. Эти 40 лет наш народ постигал Тору Всевышнего, впитав ее всем своим естеством. Мы стали народом Торы, веры и пророчества. Именно в силу этого достоинства и величия, наш народ был неоднократно подвергнут тяжелым испытаниям, — как в пустыне, так и впоследствии на Святой Земле.

Сказали наши мудрецы, что чем больше человек растет духовно — тем больше растет его дурное начало.

Сердца евреев всегда были ареной битвы добра и зла. В нашей истории были величайшие взлеты и страшнейшие падения. С одной стороны, наш народ был и остается источником света Всевышнего для всего человечества, а с другой, в силу данного нам величия, Творец (ради нашего добра) взыскивал с нас за грехи. Но при этом Он ни на йоту не отступил от обещанного нам избавления. Мы пережили разрушения Первого и Второго Храма, тяжелейшие гонения римлян и их наследников, крестовые походы, погромы Хмельницкого и Катастрофу.

Любому, кто задумается над историей нашего народа, станет очевидно: всем катастрофам и трагедиям предшествовал отход от Торы Всевышнего. Последней страшной катастрофе предшествовало появление «реформизма», который разрушил ашкеназские еврейские общины. «Реформизм», Аскала (т. н. «еврейское просвещение»), марксизм и другие «раковые опухоли» распространили свои метастазы практически по всем частям нашего народа.

Но несмотря на все это, наш народ жив и несет великое наследие праотцов.

Всевышний верен Своим обещаниям. Мы видим исполнение пророчеств о вечности нашего народа, о возвращении на Святую Землю и о том, что наше главное богатство — Тора Всевышнего — не забудется. Во всех поколениях были те, кто не поклонялись «дежурному» идолу, не служили очередному «изму». Эти немногие заново открывали ешивы и дома учения. Именно эти места даже в изгнании никогда не покидала Шехина. Именно ешивы — вечный источник великого духа нашего народа. Благодаря им на пепелище Катастрофы вырос мир Торы на Земле Израиля и вне ее.

Мы живем в эпоху страшного противоречия.

С одной стороны — ассимиляция, потеря всего еврейского у большой части нашего народа. С другой — расцвет мира Торы и ешив. Об этом писал наш учитель Хафец Хаим: такой странный феномен характеризует иквета де-Машиха — период перед приходом Машиаха. Свет Торы, исходящий из ешив и домов учения, невидим для глаза, но именно он побудил нас и побуждает многих наших собратьев к тшуве, возвращению к духовным истокам. Около 50 лет мы наблюдаем уникальное для нашей истории явление — массовое возвращение к Торе евреев по всему миру. Мы видим, как из бывших киббуцников, солдат и т. п. вырастают настоящие мудрецы, несущие свет Торы народу Израиля.

В свое время наш учитель Хазон Иш сказал великому раби Йоэлю из Сатмара: единственное, что мы можем делать до прихода Машиаха — основать еще одну ешиву, еще один колель и т. п. То же самое говорил недавно ушедший от нас рав Аарон Йеуда Лейб Штейнман, благословенна память праведника.

Речь идет не о том, чтобы наша община замкнулась в себе. Речь о настоящем погружении в Тору, которое принесет ее свет всему нашему народу. Даже во тьме 70 лет отрыва от Торы, который пережила русскоязычная община, Всевышний сохранил среди нас нескольких великих мудрецов и праведников. Они пронесли Тору через тьму коммунизма и атеизма, в заслугу ее света в наших сердцах зажглись «искры святости». Таким образом они вернули к истинной жизни нас и часть нашего поколения.

Элуль — особый месяц пробуждения к тшуве, возвращения к своим корням, к вере и Торе.

Это месяц подготовки к великим Дням трепета, когда Всевышний будет судить наш народ и весь мир. В Писании приводится много намеков на особый статус Элуля. Наш великий учитель гаон рав Моше Шапиро говорил, что этими намеками Тора указывает нам место спасения.

Одно из самых известных мест, где есть намек на Элуль — слова Шир а-Ширим «אני לדודי ודודי לי» — «Я — своему любимому, и мой любимый — мне». Начальные буквы этого стиха образуют слово «Элуль». Эти слова исходят из уст, а точнее — из сердца всего народа Израиля. Большинство наших собратьев выглядят «умершими» для еврейства. Однако это — не более, чем «летаргический сон». И об этом тоже сказано в Шир а-Ширим: «Я сплю, а мое сердце бодрствует». Бодрствующее сердце нашего народа — места присутствия Шехины: ешивы и дома учения, верные Торе еврейские семьи. Их усиление — это усиление света Торы и пробуждение ото «сна» для всего нашего народа.

Приводится в наших святых книгах, что дни Элуля, а в еще большей степени — 10 дней трепета и тшувы, — время особой помощи Свыше.

Однако, чтобы ее получить, требуется наше пробуждение. Нельзя терять драгоценное время Элуля, необходимо использовать его для укрепления в Торе, вере и Б-гобоязненности нас самих и наших семей. Это время спросить себя: «Достаточно ли мы делаем для укрепления «бодрствующего сердца» народа — святых ешив», «Достаточно ли я делаю для распространения света Торы среди нашего народа».

В нашем календаре Элуль следует за Авом. Оплакивая все катастрофы нашего народа, его плачевное состояние, мы должны искать источники света, спасения и окончательного избавления. С этим мы приходим в Элуль — месяц возвращения ко Всевышнему. Мы надеемся, что истинная тшува Элуля, воцарение Всевышнего в Рош а-Шана, искренние молитвы Дней Трепета удостоят весь наш народ искупления грехов в Йом Кипур и года окончательного Избавления.

http://www.beerot.ru/?p=47665

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here