Парашат Захор

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

2751

На этой неделе мы читаем парашат Захор. Давайте попробуем понять некоторые важные аспекты заповеди об Амалеке, а также «памяти» о том, что он совершил против нашего народа. Для простоты изучения – разделим тему на несколько вопросов.

1. Откуда у нас сила сражаться с Амалеком?

2. Повеления «сотри память об Амалеке» и «помни, что сделал тебе Амалек» – это два разных действия или одно?

3. Почему нам так важно, что Амалек напал на нас именно «в пути»?

Теперь, с Б-жьей помощью, ответим на все эти вопросы по порядку.

1. Наш праотец Авраам сказал о себе: «Я – пыль и пепел» (Берешит, 18:27). Помимо того, что эта фраза выражает одну из высших степеней скромности, в ней также сформулирован жизненный принцип Авраама. Пыль – это исходный материал всего созидания. Пепел – это вещь, у которой более нет ценности. Из пепла, даже смешанного с водой, невозможно вылепить что бы то ни было, в отличие от пыли – земли (см. Шаббат, 18а).

Всевышний говорит Аврааму: «Иди» (Берешит, 12:1), и он все время в пути. Он движется, продвигается, не останавливаясь на достигнутом – потому что он – пыль и пепел. Он все время в созидательном действии, как пыль, но по сравнению с тем, что еще предстоит сделать – это пепел, то есть ничтожно мало.

Сказано мудрецами: «пепел» Ицхака лежит на жертвеннике. По завершении последнего испытания, данного Аврааму, начинается новый этап в жизни Ицхака. Он весь посвящен Творцу, и в нем нет порока. Ицхака аллегорически называют беспорочным жертвенным животным, отобранным для всесожжения.

Если сложить пепел Авраама и пепел Ицхака, мы получим Эфраима, (дословно: «два пепла»), удвоенное ощущение своей незначительности пред лицом Всевышнего. У Эфраима есть сила от двух праотцев, и в нем эта сила сконцентрирована. Поэтому из двух братьев, Эфраима и Менаше, Эфраим «возвеличится больше» (Берешит, 48:19).

Суть Амалека – «Своей силой и доблестью я добился всего этого блага». Как воюют с ним? С помощью ощущения «я – пыль и пепел». Поэтому на бой с Амалеком был послан Йеошуа бин Нун – потомок Эфраима. Всю жизнь Йеошуа был «наар (юноша) в шатре» учения у Моше рабейну. Всю жизнь он митнаэр – стряхивает с себя прошедшее и стремится к новому, чувствуя, что сделано недостаточно, что еще есть много работы, созидания.

2. «Амалек – глава народов» (Бемидбар, 24:20). Наши мудрецы объясняют стих «И пришел Амалек» (Шмот, 17:8) так: Амалек воззвал к другим народам: «Придите и помогите мне против народа Израиля. Если победят меня, вы успеете убежать, если нет – сразимся вместе».

«И ослабил Йеошуа Амалека и народ его» (Шмот, 17:13). На первый взгляд слова «народ его» излишни. Что же они означают? Амалек привел за собой другие народы, распространил среди них свое влияние и «методику». Поэтому у данной нам заповеди есть две составляющие: «Помни, что сделал тебе Амалек» (Дварим, 25:17) – о самом Амалеке, и «Сотри память об Амалеке» (там же, стих 19) – поскольку он передал свои методы другим народам, и в каждом поколении есть свой Амалек.

3. «…Который напал на тебя в пути» (Дварим, 25:18). В пути – куда?

Начнем немного издалека. Заповедано нашему народу не поступать как жители земли Кнаанской и Египта. В чем опасность? Одна из причин – погоня за материальностью.

Здесь следует немного объяснить общий принцип. Материя – это лишь средство достижения цели (формы). Сама по себе материя не обладает ценностью, истинная ценность состоит в придании материи формы.

Для правильного использования материальности нужны законы, мораль. Они придают границы, форму. Однако, если их устанавливает человек, возможно, закон будет выглядеть справедливым, не являясь таковым. Например, закон «не убей» (людей) в Германии после 1938-го года получил новую трактовку. Убивать людей – негуманно, но ведь евреи – не люди, а паразиты! Значит, их можно и нужно ликвидировать. Такая неполная оформленность материи.

Буквы на Скрижалях Завета были прорезаны в камне насквозь. При этом невозможно было прочесть по-другому, с любой стороны слова читались одинаково. «Середины» букв мем конечной и самех, образованные их замкнутым контуром, держались внутри чудом. Здесь форма полностью возобладала над материалом.

Моше Рабейну был косноязычен. Как же он мог вести за собой народ? Моше Рабейну был настолько далек от материальности, что речь его не шла через физический рот, она была прямой передачей Воли Творца.

Поэтому Тора предостерегает как от необузданной «материи», так и от формы, которая есть производная материи, продиктованная ею, удобная ей. Форма должна быть сильнее, чем материя. Это, между прочим, свойство Эрец Исраэль – земли, куда можно поселить весь народ Израиля, и хватит места всем. А в отсутствие евреев Святая Земля сокращается, съеживается, как оленья кожа. С этим связано одно из ее имен: Эрец Цви, Земля оленей (Даниэль, 11:16; Ирмия, 3:19).

Амалек понял, что евреев нужно атаковать ДО получения Торы. После этого будет гораздо сложнее. Форма победит материю.

Когда Йеошуа ввел народ в Эрец Исраэль, им следовало сразу же идти на горы Эйваль и Гризим и учить Тору. А он повел их на Ерихо, и там они взяли из захваченных трофеев, то есть для них материя оказалась важнее. И после этого евреи проиграли бой возле города ‘Ай, понесли первые потери. Тогда они в раскаянии упали ниц и положили на голову пыль (Йеошуа, 7:6) – вспомнили Авраама («а я – пыль и пепел»). И пошли на Шхем, к горам Эйваль и Гризим.

Подготовила З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=10277