Пасхальная жертва
— Нет более любимой жертвы перед Всевышним, чем благодарственная жертва

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1630

Пасхальная жертва

«”Благодарите Г-спода, потому что Он добр, потому что навеки милость Его” – Скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага» (Теилим 107:1-2).

О четырех людях сказано, что они должны принести благодарственную жертву. Тот, кто благополучно пересек море, тот, кто благополучно пересек пустыню, вышедший из тюрьмы и исцелившийся от болезни.

Шалмей тода – благодарственная жертва, кроме животного, включала в себя четыре вида хлебов. Всего получалось сорок хлебов, из которых коэну принадлежали только четыре, а тридцать шесть оставались хозяину.

Спрашивает Абарбанель в своем комментарии на недельную главу Цав: почему приказал Всевышний приносить жертву из такого большого количества хлебов и ограничить при этом приносящего жертву во времени. Всего за один день и одну ночь он должен съесть это приношение?! Отвечает Абарбанель, что цель приношения благодарственной жертвы – рассказать о чуде, которое произошло с человеком, когда он смог избежать беды, и поблагодарить за это Всевышнего. Имея такое количество еды (около 80 кг хлеба!) и будучи ограниченным во времени, человек будет вынужден пригласить своих близких и соседей, которые помогут съесть все жертвы. Почему вынужден? Если он попытается съесть жертву и хлеба самостоятельно, то, разумеется, не осилит их и после истечения отведенного на это времени будет вынужден сжечь все, что осталось. Соседи скажут: «Ты пожалел еды для соседей и знакомых, разве не лучше было бы позвать всех нас на трапезу, где ты бы мог рассказать нам об избавлениях, посланных тебе Всевышним?»

Если же мы посмотрим на корбан Песах – пасхальную жертву, то видно, что для приготавливающего ее выделены еще более жесткие временные рамки. Она должна быть приготовлена и съедена всего за одну ночь (есть точка зрения, что до полуночи). Почему?

Говорит Мидраш Танхума, что нет более любимой жертвы перед Всевышним, чем благодарственная жертва. Потому что другие жертвы, как, например, грехоочистительные, человек приносит потому что он провинился, и жертва является ему искуплением.

С чем это можно сравнить? С царем, к которому пришел с подарком человек, арендующий у царя земли. Сказал царь слугам: «примите от него подарок и пусть идет себе». Пришел к царю родственник с подарком, сказал он слугам: «примите от него подарок и пусть идет себе». Пришел третий человек с приношением царю. Спросили его царские слуги: «кто ты и с чем ты пришел?» Ответил тот человек: «я не работаю у царя, и я не его родственник, я пришел оказать царю почести». Сказал царь слугам: «поставьте возле моего трона стул для этого гостя, и будет сидеть возле меня».

Царь ценит не того, кто должен ему или заинтересован в нем, а того, кто готов оказать ему честь.

Продолжает мидраш. В будущем все жертвы будут отменены: не будет грехоочистительных жертв, а останется лишь жертва благодарственная. Все постоянные молитвы в будущем будут отменены, потому что они заменяют сегодня жертвы. Но одно смогут евреи в Храме – произнести благодарственную молитву.

Приводит Маараль в книге «Гвурат Ашем»: пишет Тур (§ 475) об обычае евреев Ашкеназа (Германии) и Франции делать три мацы для пасхального седера, которые являются напоминанием о хлебах из благодарственной жертвы, состоящей из четырех видов (один – из квасного, а три – из мацы). Но поскольку нельзя использовать квасное в Песах, поэтому делаются три мацы. Добавляет к словам Тура Бейт Йосеф, что вышедший на свободу из тюрьмы обязан принести благодарственную жертву, потому что, выйдя на свободу из египетского рабства, народ Израиля вышел из тюрьмы фараона.

Ошибка думать, что заповедь рассказывать в пасхальную ночь о выходе из Египта состоит в восхвалении Всевышнего. Ибо кто из нас может в полной мере понимать величие Всевышнего? Поэтому нужно сказать, что главная цель рассказа о выходе из Египта – поблагодарить Всевышнего за те великие чудеса, которые Он совершил для наших праотцев, чтобы вывести нас из египетского рабства и сделать свободным народом. И это – основа всей пасхальной Агады.

На основании вышеприведенного можно пояснить, почему нужно съесть пасхальную жертву всего за одну ночь (или за половину ночи). Это сделано для того, чтобы собралось вместе как можно больше людей, и, рассказывая о выходе из Египта, мы могли вознести свои благодарения Всевышнему за то, что Он вывел нас из Египта и продолжает хранить нас из поколения в поколение.


http://www.beerot.ru/?p=13129